Главная | Карта сайта | ДВС | Краны | Автосервис | ТО | КП | Статьи

Организация диспетчерского контроля, регулирования и управления движением автобусов на маршруте

Важной задачей автора дипломного проекта является прежде всего детальный анализ существующей технологии диспетчерского руководства движением автобусов на маршруте, рассматриваемом в проекте, и оценка эффективности этого руководства.
При этом анализе следует дать оценку степени решения в АТП основных задач диспетчерского руководства:
контроля за своевременным выпуском автобусов на линию;
контроля за регулярностью движения автобусов на маршрутах;
контроля за наполнением автобусов на маршрутах по периодам дня;
оперативности перераспределения автобусов между маршрутами;
регулирования движения автобусов при отклонениях от расписания;
информирования пассажиров о наличии свободных мест в автобусах на междугородных маршрутах;
оперативности мер по оказанию технической помощи водителям на линии.
Результаты анализа должны быть использованы автором проекта для разработки более совершенной системы и методов диспетчерского управления движением автобусов, позволяющих улучшить качество обслуживания пассажиров и повысить эффективность использования автобусов.
Важное место в системе мер по повышению уровня диспетчерского управления должны занять мероприятия, обеспечивающие высокий уровень регулярности движения автобусов на маршрутах, как основной показатель работы автобусов. В числе основных мероприятий по повышению регулярности движения автобусов следует предусматривать переход от децентрализованных способов контроля регулярности на маршрутах (на одном или двух конечных пунктах маршрута штамп-часами, либо линейным диспетчером) к централизованным способам.
Внедрение централизованных систем контроля регулярности движения автобусов с применением прямой телефонной или индуктивной связи с основными или всеми остановочными пунктами маршрута, а также с применением ЭВМ позволяет получить более высокие показатели в обеспечении надежной своевременной и бесперебойной перевозки пассажиров на маршруте. В проектах должно быть рекомендовано или предусмотрено внедрение на городских автобусных маршрутах таких индуктивных средств связи как ДИСТОН и НАЛЬМАС.
При разработке мероприятий по совершенствованию организации диспетчерского руководства (управления) движением автобусов следует рассмотреть эффективность осуществления в АТП каждого этапа технологического процесса диспетчерского руководства— информации, контроля и регулирования.
Информация о своевременности и полноте выпуска автобусов на линию, соблюдении водителями расписания движения и о регулярности движения автобусов на маршруте, о наличии и использовании резервных автобусов, о характере изменения пассажиропотока и дорожных условий должна позволять непрерывно контролировать соответствие фактического уровня организации перевозок запланированному.
Контроль за движением автобусов должен предусматривать:
полный и своевременный выпуск автобусов на маршруты;
выполнение каждым водителем запланированного на смену числа рейсов;
заданный уровень регулярности (интервала и частоты) движения автобусов на маршруте;
безопасные условия для движения автобусов; высокое качество использования подвижного состава на маршруте во все периоды дня;
эффективное использование подвижного состава на маршруте.
Диспетчерское регулирование движения автобусов должно включать в себя проведение оперативных мер по:
организации укороченных рейсов автобусов на маршруте;
вводу в действие резервных автобусов; увеличению интервалов отправления автобусов с конечных пунктов;
переводу движения автобусов на оперативный интервал;
улучшению качества обслуживания пассажиров; повышению эффективности использования автобусов.
Эффективность диспетчерского управления движением автобусов в городах и высокие показатели обслуживания пассажиров значительно повышаются при применении автоматизированных систем диспетчерского управления. В связи с этим в проекте должно быть дано технико-экономическое обоснование необходимости и возможности внедрения одной из получающих распространение в стране автоматизированных систем контроля и управления движением автобусов в городах НЭ ЖАН-М или АСДУ-А.
Автоматизированная система НЭ ЖАН-М, внедренная в г. Нальчике, предназначена для оперативного управления движения автобусов в малых и средних городах.
Автоматизированные системы диспетчерского управления движением автобусов (АСДУ-А), внедренные в ряде городов страны (Омск, Свердловск, Киев, Ворошиловград и др.), позволили значительно поднять регулярность движения автобусов на городских маршрутах и повысить культуру обслуживания пассажиров, увеличить объем перевозок пассажиров на 5—7% и обеспечить соответствующее повышение эффективности использования автобусов.