Главная | Карта сайта | ДВС | Краны | Автосервис | ТО | КП | Статьи

Расчет потребности в подвижном составе

Потребное число автомобилей-такси при проектируемой организации перевозок должно быть рассчитано:
на текущий период исходя из существующего спроса населения на таксомоторные перевозки;
на ближайшую перспективу (на 5 лет вперед) исходя из подвижности населения на этот период.
Расчет потребности в автомобилях такси в текущем году. Эту потребность рассчитывают с учетом годового объема таксомоторных перевозок пассажиров (существующего спроса) текущего периода и проектируемой производительности единицы подвижного состава.
Существующий спрос населения на таксомоторные перевозки (годовой объем перевозок)
Qc^QyH- Qh
где Qy — фактически выполненный (удовлетворенный) спрос населения города на таксомоторные перевозки; Qy принимается по данным о работе АТП за год, предшествующий текущему; QH — неудовлетворенный спрос населения города (района) на таксомоторные перевозки — это предъявленный, но не выполненный спрос населения на автомобили-такси, а также имеющийся, но не предъявленный спрос, из-за неприемлемых для населения условий организации перевозок, требующих больших затрат времени на подход к местам стоянок автомобилей-такси и на ожидание их на стоянках.
Фактически выполненный (удовлетворенный) спрос населения на таксомоторные перевозки
где LaJi — годовой платный пробег автомобиля-такси при существующей организации перевозок, платные километры; qc — среднее наполнение автомобиля-такси (принимается по-результатам изучения пассажиропотоков), чел.; /п — фактическая средняя дальность поездки автомобилей-такси с пассажирами, км,
Qy—Mff Я
где Nn — годовое число поездок, автомобилей-такси с пассажирами (по отчетным данным АТП).
Неудовлетворенный спрос населения на автомобили-такси Qh=Qy
где кн — коэффициент, учитывающий неудовлетворенный спрос населения.
Установлены следующие значения коэффициентов для различных городов:
Города с числом более 501— 251— 101— 50—100 менее 50
жителей, тыс. чел. 1000 1000 500 250
Коэффициент . 0,30 0,35 0,40 0,45          0,50       0,55.
Списочное число автомобилей-такси, необходимых для удовлетворения существующего в текущем периоде спроса населения на таксомоторные перевозки,
где Qc —.существующий спрос населения на таксомоторные перевозки; /п.п—средняя дальность поездки пассажиров
по проекту (или существующая дальность поездки, если проектом не предусматривается ее изменение), км; Р д — годовая производительность одного списочного автомобиля-такси при проектируемой организации перевозок, пасс-км;
Рс=365а;^Р'^.
Все показатели, входящие в формулу, принимаются по значениям, предусмотренным в проекте. При этом проектом может быть предусмотрено некоторое снижение (на 5—10%) средней дальности поездки (/п.п) автомобиля-такси и его средней наполняемости (qc) в связи с увеличением числа автомобилей-такси в городе, увеличением числа стоянок, их телефонизацией и другими мероприятиями проекта. Рассчитанная с учетом существующего спроса населения на таксомоторные перевозки потребность в автомобилях-такси на текущий период может быть принята за основу в экономической части проекта для расчета производственной программы по эксплуатации подвижного состава.
Однако, учитывая сложившийся уровень насыщения города автомобилями-такси, уровень организации производственного и транспортного процессов и эффективность (производительность и рентабельность) работы существующего парка автомобилей-такси, а также результаты последнего опроса населения по выявлению спроса населения в этом виде перевозок, автором проекта совместно с его руководителем может быть принято решение не закладывать в проект полученное таким расчетом среднесписочное число автомобилей-такси.
В этом случае в основу дальнейших экономических расчетов закладывают среднесписочную потребность в автомобилях-такси на текущий период, рассчитанную с учетом их наличия на начало планируемого периода, а также выбытия (списания) и поступления в течение
этого периода (года) в соответствии с трансфинпланом АТП на текущий год. Порядок расчета среднесписочной численности автомобилей-такси для такого варианта рассмотрен в производственной программе по эксплуатации подвижного состава экономической части проекта (см. разд. II, п. 7-1)-
Расчет потребности в автомобилях-такси на ближайшую перспективу. Ожидаемый объем таксомоторных перевозок на ближайшую перспективу (через 5 лет после года, рассматриваемого в проекте) рассчитывают с учетом транспортной подвижности населения, где Яп — численность населения города на перспективный год, тыс. чел. Ип рассчитывается по статистическим данным о численности жителей города в рассматриваемом в проекте году и среднегодовых темпов роста населения города в последние годы; вп — подвижность населения города на автомобилях-такси (число поездок на одного жителя в год) на перспективный период.
Рекомендуется для перспективных расчетов использовать данные НИИАТа о транспортной подвижности населения по группам городов.
Потребность в автомобилях-такси для города на ближайшую перспективу с учетом ожидаемого роста подвижности населения
ACn-Qn, где РпА — годовая производительность одного списочного автомобиля-такси на ближайшую перспективу, пасс-км.
Уровень всех технико-эксплуатационных показателей, определяющих производительность подвижного состава на перспективу, принимают с учетом мероприятий проекта по их росту в текущем году и с учетом общей тенденции их роста на автотранспортном предприятии в последние годы.