Главная | Карта сайта | ДВС | Краны | Автосервис | ТО | КП | Статьи

Расчет потребного числа автобусов на маршруте

Если проектом не предусматривается коренное изменение существующей организации перевозок пассажиров на маршруте, т. е. сохраняются принятый на маршруте режим движения автобусов и их число (работающих в обычном, экспрессном, полу-экспрессном или укороченном режиме), то при определении числа автобусов для проектируемой организации перевозок на действующем маршруте следует исходить из числа автобусов, закрепленных за маршрутом при существующей организации перевозок (по числу графиков, предусмотренных расписанием движения автобусов и с учетом режима работы автобусов: одно-, полутора-или двухсменного). Это плановое число автобусов на маршруте может не совпадать с фактически выделяемым в среднем за год числом автобусов на маршруте из-за неполного обеспечения маршрута автобусами в отдельные дни.
Фактическое среднегодовое число автобусов на маршруте при существующей организации перевозок
Ах=Фгод/^ах, где (/ах — годовая производительность автобуса, пасс.;
£/ах = 365 £/ад
Обеспеченность маршрута подвижным составом при существующей организации перевозок можно оценить, сравнивая полученное расчетом среднегодовое число автобусов на маршруте с плановой численностью автобусов согласно расписанию движения автобусов и паспортными данными маршрута. При этом следует проверить также, соответствует ли плановое число автобусов на маршруте фактической потребности в автобусах, особенно для полного обеспечения перевозок пассажиров на маршруте в часы пик.
Потребное число автобусов на маршруте для обеспечения перевозок пассажиров в часы пик
Лм=2/м h/v3 или ;4М = 2/м Qmax/(w3 <7д)»
где /м — длина маршрута, км; h — частота движения автобусов на маршруте в часы пик; va — эксплуатационная скорость, км/ч; Qmax — мощность пассажиропотока на наиболее загруженном участке маршрута в одном направлении в час-пик, пасс.; <7Д — допустимое наполнение автобуса в часы пик, пасс.
Число автобусов на маршруте при проектируемой организации перевозок пассажиров может быть принято без расчета с обоснованием изменения числа автобусов против имеющегося на маршруте или рассчитано с учетом предполагаемого изменения пассажиропотока и производительности автобусов на маршруте после внедрения мероприятий проекта. Однако этот расчет также носит приближенный характер из-за отсутствия данных, позволяющих определить это изменение пассажиропотока.
Если на маршруте предполагается ввести в действие какие-либо объекты промышленного, культурно-бытового или социального назначения, то увеличение пассажиропотока может быть подсчитано достаточно точно. А если таких изменений на маршруте не ожидается, то увеличение пассажиропотока на маршруте можно только предположить. Факторами, ведущими к росту числа пассажиров, пользующихся данным маршрутом, в таком случае могут стать:
увеличение частоты и сокращение интервала движения автобусов в результате роста скорости движения автобусов или увеличения их числа;
значительное повышение регулярности движения автобусов в результате усиления контроля и создания в гараже резерва автобусов для замены отказавших в работе;
значительное повышение культуры обслуживания пассажиров на маршруте;
проведение мероприятий по благоустройству и оборудованию остановочных площадок павильонами и т. п.
В связи с проведением таких мероприятий можно предположить увеличение пассажиропотока на маршруте по сравнению с существующим на 12—17% (реже до 20%).
Тогда объем перевозок пассажиров по проекту
Q' == (1,12-г 1,17) Q,
где Q — годовой объем перевозок пассажиров при существующей организации перевозок.
Потребное число автобусов на маршруте при проектируемой организации перевозок.
K=K=Q'/( мн/у.
где U'a —дневная производительность автобуса при проектируемой организации перевозок, пасс.
Если одним из мероприятий по совершенствованию существующей организации перевозок пассажиров автобусами предусматривается наряду с обычными графиками движения автобусов (с остановками на всех промежуточных остановках) введение также полуэкс-прессных, экспрессных или укороченных графиков для части автобусов, закрепленных на маршруте, то показатели использования автобусов на маршруте и потребное число следует рассчитывать раздельно для существующей и для проектируемой организации перевозок.
В проекте по совершенствованию организации автобусных перевозок пассажиров в часы пик число автобусов на маршруте при проектируемой организации перевозок определяют обычно не расчетным путем, а следующим образом.
Анализируя эпюры пассажиропотока при существующей организации перевозок пассажиров, выявляют наиболее пассажиро-напряженные по часам суток периоды работы автобусов (например, с 7.00 до 9.30 и с 17.00 до 19.60). Затем исследуют распределение пассажиропотока по участкам маршрута и принимают решение о введении в часы пик либо дополнительного числа автобусов (10—20% от числа автобусов, занятых на маршруте в остальное время дня), либо о переводе части автобусов маршрута на полуэкспрессный или экспрессный режим движения по всей длине маршрута или в его наиболее пассажиронапряженной части.
Дополнительно вводимые на маршрут в часы пик автобусы могут также работать либо по обычному графику (со всеми остановками), либо в полу-экспрессном или экспрессном режиме, по всей длине маршрута или на укороченном маршруте.
В проектах, по совершенствованию организации перевозок, где одним из основных мероприятий является организация движения части автобусов, закрепленных на маршруте, по укороченному маршруту в наиболее пассажиро-напряженной его части число таких автобусов (15—20% — в зависимости от длины укороченного маршрута) может либо добавляться к общему числу автобусов на маршруте, либо эти автобусы могут выделяться из этого общего числа. После решения вопроса о проектируемой численности автобусов на маршруте рассчитывают интервал и частоту движения.
Среднее значение интервала и частоты движения автобусов на маршруте при существующей и проектируемой организации перевозок пассажиров рассчитывают следующим образом.
Интервал движения автобусов, мин, J = 2/р/Лм. Если в расчетах при существующей организации перевозок Ам получается дробным (например, 3,45 ед.), то интервал следует рассчитать для Лм с округлением его, уменьшая до ближайшего целого (до4 3) и увеличивая до другого целого (до 4). Частота движения автобуса, авт-ч, h = 60/У. Если J рассчитывается для двух значений Ам (максимального и минимального), то также рассчитывается и h.
Завершающим элементом технологической части пояснительной записки дипломного проекта должна быть сравнительная таблица показателей, характеризующих использование автобусов на маршруте при существующей и проектируемой организации перевозок. Таблицу выполняют по форме 9 или 10 и дополняют ее показателями использования автобусов на маршруте, рассчитанными в технологической части проекта.
На основе приведенных в таблице данных должны быть сделаны предварительные выводы об эффективности предлагаемых автором проекта мероприятий по совершенствованию организации перевозок на маршруте.