Главная | Карта сайта | ДВС | Краны | Автосервис | ТО | КП | Статьи

Характеристика и анализ существующей организации перевозок

Если темой проекта предусмотрены совершенствование организации и повышение культуры обслуживания пассажиров на уже действующем маршруте, то в этой части проекта следует дать детальную характеристику этого маршрута и глубокий анализ существующего уровня организации перевозок на маршруте. При этом следует указать:
полное наименование маршрута, дату его образования и последующих изменений, а также характер предполагаемой его реорганизации;
схему маршрута со всеми остановочными пунктами с указанием их полного наименования;
расстояния между остановочными пунктами (в прямом и обратном направлении) в виде таблицы;
основные объекты, прилегающие к маршруту (предприятия, стройки, школы, больницы, санатории, кинотеатры, стадионы, крупные жилищные массивы), как основные источники образования пассажиропотока на маршруте, и время пиковых нагрузок на маршруте;
марку автобусов, работающих на маршруте, и их соответствие пассажиропотоку на маршруте (особенно в часы пик) и современным требованиям комфортабельности поездок;
режим движения автобусов на маршруте (время начала и окончания работы маршрута) и принятый способ сообщения на маршруте:
обычный — со всеми остановками;
скоростной — с остановками на узловых остановочных пунктах;
экспрессный — без промежуточных остановок; полу-экспрессный;
укороченный (для части автобусов, работающих на маршруте);
имеются ли на маршруте автобусы, работающие только в часы пик (с разрывным графиком работы) и каков процент доплаты водителю за работу с таким режимом;
имеются ли на АТП резервные автобусы для замены автобусов, сошедших преждевременно с маршрута по какой-либо причине, и как организовано на маршруте оказание технической помощи водителям;
каковы дорожные условия на маршруте (ширина проезжей части, тип дорожного покрытия и его состояние, регулярность ремонта, интенсивность движения на маршруте* опасные участки для движения);
как оборудованы остановочные пункты на маршруте (промежуточные и конечные), имеются ли на них крытые павильоны, навесы или только посадочные площадки и как освещены остановки и маршрут в целом;
в каких пунктах маршрута установлены места для отдыха водителей и кондукторов и как организован их отдых и питание;
как контролируется регулярность движения автобусов на маршруте (штамп-часами, индуктивной или телефонной связью или через диспетчерские пункты на маршруте) и в каких пунктах маршрута. Каков запланированный и фактический уровень регулярности движения автобусов на маршруте и размер премии (в процентах), выплачиваемой водителю за соблюдение графика движения автобусов на маршруте;
число автобусов на маршруте, интервалы движения автобусов по часам суток по расписанию и результатам наблюдений. (Расписание полностью приводится в организационной части проекта.) Каково время простоя автобусов на конечных и промежуточных остановках по расписанию и по результатам наблюдений;
последние данные, характеризующие  результаты обследования пассажиропотоков на маршруте и эпюры пассажиропотоков по часам суток, по участкам маршрута и по дням недели и соответствие расписания движения, числа и типа автобусов на маршруте характеру пассажиропотоков;
порядок сбора выручки на маршруте — с кондуктором или без кондуктора с кассами в автобусе, или бес-кассовый (талонный) с компостерами в автобусе;
какова плата за проезд в автобусе на маршруте: (единый тариф или по тарифным участкам на пригородных и междугородных маршрутах). Привести тарифную таблицу;
какая часть общей суммы доходов от перевозки пассажиров на маршруте в процентах приходится на долю водителей (сданная водителями за год выручка к общей сумме доходов на маршруте), если сбор выручки на маршруте осуществляется через кассы в автобусе. Каков в этом случае процент доплаты водителю за сбор выручки (за бескондукторную работу);
получают ли водители и кондукторы премию за выполнение плана выручки. Если да, то каков размер этой премии в процентах от заработной платы за время работы их на линии и из какого фонда она выплачивается — фонда заработной платы или фонда материального поощрения АТП;
на каких промежуточных остановках пригородных и междугородных маршрутов имеются пункты (кассы) по продаже билетов и продает ли сам водитель эти билеты. Сколько процентов от общей суммы доходов на маршруте составляет выручка от продажи билетов самим водителем. Какую доплату за продажу билетов в процентах от суммы выручки получает он в этом случае;
каков процент в общем объеме перевозок составляют пассажиры, пользующиеся правом бесплатного и льготного проезд и каково за счет этого снижение в процентах общей суммы доходов на маршруте;
каковы имеющиеся на маршруте средства диспетчерской связи (диспетчерские пункты, радиорелейная, радиотелефонная или телефонная связь) и их местонахождение на маршруте;
каков характер и число жалоб и предложений пассажиров, поступающих ежегодно на АТП по организации перевозок и культуре обслуживания пассажиров на данном маршруте;
как организован на маршруте контроль полноты сбора выручки, его периодичность и эффективность;
находят ли на маршруте применение передовые формы и методы организации труда водителей (рациональные графики работы, бригадный внутренний хозрасчет, бригадный подряд) и какова их эффективность.
Анализ существующего уровня организации перевозок, труда водителей и качества обслуживания пассажиров на маршруте должен содержать также оценку достигнутого уровня показателей использования автобусов на маршруте в виде таблицы (форма 9).
Сопоставляя фактические и плановые показатели использования автобусов на маршруте, следует дать оценку выполнения плана перевозок пассажиров на данном маршруте, показав влияние изменения отдельных технико-эксплуатационных показателей на выполнение плана по объему перевозок пассажиров, пасса-жирообороту и доходам. Следует указать также, какие недостатки в существующей организации перевозок пассажиров, выявленные в ходе ее анализа, оказали отрицательное влияние на выполнение плана перевозок и каковы имеющиеся в распоряжении АТП неиспользованные резервы по улучшению обслуживания пассажиров на данном маршруте.
Выводы по результатам анализа должны явиться основой мероприятий по совершенствованию организации перевозок пассажиров на маршруте и по повышению качества их обслуживания.
При проектировании новых автобусных маршрутов также должны быть разработаны вопросы организации перевозок пассажиров по всем пунктам организации перевозок на действующих маршрутах.
При этом важное внимание следует уделить: выявлению возможного пассажиропотока; выбору трассы маршрута; обследованию дорожных условий; технико-экономическому обоснованию целесообразности открытия маршрута;
определению мест расположения остановочных пунктов;
учету наличия в зоне прилегания маршрута других видов транспорта.
Предложения по совершенствованию существующей или проектированию новой организации перевозок пассажиров на маршруте
Основной задачей, которую должен ставить перед собой автор проекта при проектировании новых автобусных маршрутов или более совершенной организации перевозок пассажиров на действующих маршрутах, должно быть существенное улучшение транспортного обслуживания пассажиров на маршруте, рассматриваемом в проекте, обеспечение более полного и на более высоком качественном уровне удовлетворения потребностей населения в передвижениях и повышение эффективности использования подвижного состава.
Основой мероприятий проекта должны быть результаты анализа существующей организации перевозок пассажиров на маршруте. Предложения автора проекта должны быть направлены прежде всего на устранение недостатков в организации перевозок пассажиров, выявленных при ее исследовании, на внедрение в транспортный процесс неиспользованных резервов производства и новых передовых форм организации труда и методов организации перевозок.
При проектировании новой или совершенствовании существующей организации перевозок пассажиров главным должно быть обеспечение на маршруте нормативного уровня показателей качества перевозок.
К основным показателям качества перевозок пассажиров [5] автобусами относятся: комфортность поездки (наполнение автобусов и регулярность движения их на маршруте); время, затрачиваемое пассажирами на передвижение; безопасность перевозок.
Расчет, сравнение с нормативами и оценка показателей, характеризующих качество обслуживания пассажиров на маршруте, рассматриваемом в проекте, должны быть важной составной частью исследований существующей организации перевозок пассажиров. При проектировании новых маршрутов следует принять такой уровень организации перевозок пассажиров, тип подвижного состава и интервал его движения, чтобы все показатели качества перевозок пассажиров на маршруте находились в пределах установленных нормативов.