Главная | Карта сайта | ДВС | Краны | Автосервис | ТО | КП | Статьи

Расчет показателей эффективности проекта

Общая рентабельность работы автомобилей на маршруте
об = 1002/7/(00 + 0С)= 1ОО2Я/Я0,
где 2/7 — прибыль от эксплуатации автомобилей на маршруте, руб.; ПФ — среднегодовая стоимость производственных фондов, руб.
Показатели оборачиваемости оборотных средств: число оборотов или коэффициент оборачиваемости
об ^об Добщ/ОС,
продолжительность одного оборота оборотных средств
0 —Дц/Лоб»
где Дк — число календарных дней в периоде (360, 180, 90).
Прирост объема перевозок грузов на маршруте (только при организации попутной загрузки): абсолютный, т
&Q=Q' —Q,
Q й Q' — годовой объем перевозок грузов соответственно до и после внедрения проекта, т;
в процентах A/7q = 100AQ/Q.
Аналогично рассчитывают прирост следующих показателей (в абсолютном значении и в процентах): грузооборота (при организации попутной загрузки); доходов на маршруте; прибыли АТП на маршруте; фондоотдачи; рентабельности;
производительности труда водителей (в рублях дохода);
средней заработной платы водителей (с учетом выплат из фонда материального поощрения).
Далее рассчитывают: снижение себестоимости перевозок; коэффициент соотношения темпов прироста заработной платы водителей кс = Д/7птд/Л/7зпф. На автомобильном транспорте этот коэффициент должен быть на менее 2,0—2,5, т. е. на каждый процент прироста средней заработной платы должно быть обеспечено 2,0—2,5% прироста производительности труда;
улучшение показателей оборачиваемости оборотных средств, т. е. ускорение оборачиваемости (рост числа оборотов) Длоб = Поб— пЩ сокращение продолжительности одного оборота Ad = d! — d\
прирост годовой производительности одного автомобиля на одну списочную автомобиле-тонну в тоннах и тонно-километрах;
сокращение численности автомобилей, занятых перевозками грузов на маршруте;
сокращение численности водителей, необходимых для перевозок заданного объема;
экономию автомобильного топлива в результате снижения его удельного расхода, л
Зт=(ГУд-Г;д)/>'/100,
где Гуд, 7уД — удельные расходы топлива на 100 т-км транспортной" работы соответственно при существующей и проектируемой организации перевозок, л/100т-км; Р' — объем транспортной работы по проекту, т-км;
годовой экономический эффект от внедрения организационно-технических мероприятий проекта по совершенствованию организации перевозок грузов на маршруте для вариантов а), б) и в):
а) для проектов, в которых экономическая эффективность проводимых организационно-технических мероприятий рассчитывается при неизменных типе и марке подвижного состава, объеме перевозок грузов, грузообороте и доходах.
Экономическая эффективность проекта достигается в этом случае в результате снижения себестоимости перевозок и снижения капитальных вложений в подвижной состав и прочие основные фонды (А\ < ||jf ОФ' < ОФ).
При таком варианте годовой экономический эффект от предлагаемых в проекте организационно-технических мероприятий определяется как разность приведенных затрат при существующей и проектируемой организации перевозок:
Э=(РЭк+ОФЕн) - (Р'к+ОФ'Еи)
где Рэк и Рэк — расходы на эксплуатацию подвижного состава соответственно при существующей и проектируемой организации перевозок грузов; ОФ и ОФ' — размер капиталовложений (основных фондов) в подвижной состав и прочие фонды соответственно при существующей и проектируемой организации перевозок; Ен — нормативный коэффициент эффективности капиталовложений (£н = 0,15).
Формула (1) может быть записана и так:
Э=Рэк-Р'к-НОФ-ОФ')£„.              (2)
Формулу (2) для расчета годового экономического эффекта можно записывать следующим образом:
3 = (S—5')Р/103-НОФ-ОФ')£н;  (3)
б)           для проектов, в которых экономическая эффективность совершенствования организации перевозок достигается внедрением новых более производительных и экономичных типов подвижного состава (при неизменном значении Q, Р, Д и при Лсп.,
где Wх , Wд — годовая производительность одного спи-С с
сочного автомобиля в тонно-километрах при существующем и
предлагаемом типе подвижного состава; Лсп — списочное число единиц подвижного состава нового типа, предлагаемого проектом для внедрения.
Остальные показатели те же, что и в формулах (1), (2), (3). Незначительные преобразования позволяют записать формулу (4) в следующем виде:
что соответствует формуле (3).
Таким образом, вариант б проектов сводится к варианту а и их эффективность также может быть рассчитана по любой из формул варианта а\
в) для проектов, в которых совершенствование организации перевозок, кроме улучшения ряда техникоэксплуатационных показателей использования подвижного состава, состоит также в организации попутной загрузки всех или части порожних ездок.
При этом исходный объем перевозок возрастает на объем попутного груза: Q' > Q; Р' > Р; Д'>Д; S'< S.
Экономический эффект в этом случае может быть измерен через прирост прибыли на маршруте, достигаемый в результате увеличения объема транспортной работы и размера доходов, а также в результате снижения себестоимости перевозок.
При этом возможны три случая.
где Я и Я1 — прибыль от перевозок на маршруте соответственно до и после внедрения проекта, руб.
2. При изменении числа автомобилей, занятых на маршруте, с сохранением их типа и марок А'сп ф Асп.
Экономическая эффективность мероприятий проекта рассчитывается также через прирост прибыли, но с учетом изменения числа автомобилей на маршруте: Э = П1 AJAln - П.
3. При изменении типа и марки автомобилей, используемых на маршруте с изменением их числа
3==Яа—Я-f (ОФ--ОФ1) или Э — Я1 ОФ/ОФ1—Я, где ОФ и ОФ1 — стоимость основных фондов (капиталовложений в подвижной состав и прочие ОФ) соответственно при существующей и проектируемой организации перевозок.
Расчеты показателей экономической эффективности мероприятий проекта необходимо завершать сводной таблицей, характеризующей сравнительную эффективность двух вариантов организации перевозок грузов — существующую и проектируемую (табл. 2).
На основании приведенных в табл. 2 показателей делаются выводы о практической и экономической целесообразности предлагаемых в проекте организационно-технических мероприятий по совершенствованию организации перевозок грузов и улучшению техникоэксплуатационных показателей использования подвижного состава при перевозках, рассматриваемых в проекте.
Если в проекте рассматривается организация перевозок грузов на вновь открываемом маршруте, т. е. проектируются перевозки грузов на маршрутах, ранее не действовавших на АТП, и все расчеты экономической части проекта выполняют в одном варианте— при проектируемой организации перевозок грузов, то основные технико-экономические показатели проекта принято сравнивать с соответствующими показателями деятельности АТП в целом в сводной таблице (форма 7).
Показатели, по которым оценивается степень влияния предлагаемых проектом мероприятий по организации перевозок грузов на вновь открываемом маршруте на результаты деятельности АТП в целом, принимаются в этой таблице (см. форму 7) теми же, что и в табл. 2 по проектам с расчетом двух вариантов организации перевозок — существующей и проектируемой.
При расчете показателей работы АТП после внедрения такого проекта следует иметь в виду, что такие показатели, как объем перевозок грузов, грузооборот, общий пробег автомобилей^ автомобиле-часы работы, доходы АТП, прибыль и т. п. получают простым сложением показателей проекта с показателями работы АТП до внедрения проекта. А все технико-эксплуатационные показатели использования подвижного состава, а также себестоимость перевозок, доходную ставку, фондоотдачу, рентабельность рассчитывают как средневзвешенные значения с учетом уровня проектируемых показателей в сравнении с соответствующими показателями работы АТП.
В заключение следует наряду с общей оценкой экономической эффективности (прибыльности и рентабельности) проектируемых перевозок показать положительное влияние организации этих перевозок на общие результаты производственно-финансовой деятельности АТП.