Главная | Карта сайта | ДВС | Краны | Автосервис | ТО | КП | Статьи

Автобус на шасси ЗИЛ-133ГЯ (Желтый «Мастадонт»)

Автобус на шасси ЗИЛ-133ГЯТему для очередного рассказа о необычном автомобиле мне подсказал один из прошлых номеров «Автомобильного моделизма». Как-то на страницах журнала промелькнула фотография автобуса на шасси ЭИЛ-133ГЯ. А в подписи к фотографии значилось, что это автобус производства холдинга «ИРИТО». Видимо, пришло время рассказать именно об этом автобусе.
Угрожающего вида автобус с характерным «носом» от ЗИЛовской дизельной трёхоски в своё время произвёл на меня неизгладимое впечатление. Со временем я привык к его существованию и довольно часто встречал на московских улицах. Но вот уже несколько лет этот автобус больше не попадается мне на глаза. Что с ним? Может быть, этот жёлтый «мастодонт» стал уже частью безвозвратно ушедшей истории? Если это так, то очень жаль, но мы, моделисты можем повторить этот чудесный автобус в своих моделях. Не так ли?
История появления машины обычна и необычна одновременно. Она собрана в 1992 г. в подмосковных Малых Вяземах на автобусном заводе концерна «Автрокон». Не знаете такого? А завод ГолАЗ вам известен? Так вот это и есть ГолАЗ. И находится он именно в Малых Вяземах, а не в Голицыно, как многие считают, хотя и называется Голицынским из-за соседства с известным Голицыно. В то время, когда родился наш герой, ещё не выпускали лицензионных автобусов Мегседез О302, хотя проект уже существовал. Пока ждали финансирования лицензионного проекта и поставки оборудования, решили подстраховаться и построить автобусы самостоятельно. Для реализации своих замыслов завод получил два шасси дизельного автомобиля ЗИЛ-133ГЯ. На одном шасси автобусный кузов по заказу ГолаАЗа построил НАМИ, на втором шасси - сам Голицынский завод. Автобус из НАМИ с грубоватым и угловатым кузовом, сделанным явно с оглядкой на американские школьные автобусы, получился очень страшным. Именно поэтому его решили никому не показывать и задвинули в дальний угол на заводе. Наверное, он там и стоит до сих пор. Второй автобус получился более удачным. Здесь уже не стали слепо копировать американские «школьники», а сделали своё, оригинальное. Первый самостоятельный автобус ГоЛАЗа приобрёл кукольный театр «Софит» из подмосковного Воскресенска. Именно этот автобус и стал нашим сегодняшним героем.
Автобус на шасси ЗИЛ-133ГЯ От базового ЗИЛовского шасси остался только «нос» и передняя панель кабины с лобовым стеклом. Самой кабины нет, как нет и дверей от базовой машины. Вход в салон и в кабину осуществляется через две одностворчатые двери в правом борту. Но обратите внимание, что под окнами кабины водителя с обеих сторон сделаны небольшие подножки и имеется небольшая «вогнутость» боковин для удобства пользования ими. Основное предназначение подножек - доступ к стёклам и зеркалам кабины. Чтобы уравнять высоту базовой кабины с высотой автобусного кузова, над лобовым стеклом установили огромный пластиковый обтекатель, из-за чего лобовое стекло и окошки водителя кажутся несуразно маленькими. Вместо стандартного бампера установлен оригинальный с трубчатым «кенгурином» сверху. На мой, взгляд этот «кенгурин» единственная деталь, которая выпадает из довольно-таки цельного облика машины. Сзади автобус имеет более привычный дизайн, хотя и не без особенностей, в частности, огромный задний бампер со встроенными задними сигнальными огнями. Над бампером - багажный отсек с открываемой вверх крышкой люка. Ниша для номерного знака на задней стенке делалась ещё под советские квадратные номера, и номер образца 1994 г. туда не вошёл. Передние габаритные огни на обтекателе круглой формы, задние - прямоугольные.
Автобус на шасси ЗИЛ-133ГЯ Когда смотришь на этот автобус, то в глаза бросается необычная раскраска кузова. Спереди он абсолютно жёлтый, а сзади - чёрный. Причём чёткой границы между этими двумя цветами нет. На боковинах появляются ещё два цвета - красный и коричневый, которые служат для «плавного» перехода одного цвета в другой. Но именно плавного перехода и нет, один цвет как бы вторгается в другой. Надо отдать должное тому художнику, который придумал эту необычную, но удачную окраску.
Данный автобус не является ни крупным достижением нашей автомобильной промышленности, ни верхом конструкторской или дизайнерской мысли. Но согласитесь, что автобус, сработанный на знакомом ЗИЛовском трёхосном шасси, уж очень какой-то наш, родной. И чего-чего, а обаяния этому желтому «мастодонту» явно не занимать!

Автобус на шасси ЗИЛ-133ГЯИстория ЧТЗ - череда трудовых подвигов и славных побед. С момента пуска предприятия в июне 1933 г. перед заводом стояла задача дать стране больше тракторов, а в годы войны - больше танков. Сегодня цели изменились. «ЧТЗ-Уралтрак» предлагает инженерные машины нефтяникам и газовикам, геологам и золотодобытчикам, лесозаготовителям и дорожникам.
Инженерные машины занимают основное место в номенклатуре выпускаемых в ГосНИИ «Промтрактор» масштабных моделей. В конце 2003 г. освоено серийное и мелкосерийное производство 18-ти наименований моделей в масштабе 1:43 и единичное 5-ти наименований в масштабе 1:20. Модели тракторов стали более тяжеловесными, благодаря переходу на литьё основных деталей (отвала, рыхлителя, днища, тележки, защиты и штоков) из цинкового сплава ЦАМ-4-1. Наряду с прямым отвалом налажено производство моделей с более эффектным полусферическим. Новая модель - болотоходный трактор - потребовала новой широкой гусеницы, которая выполнена из отдельных литых металлических траков и наиболее точно соответствует оригиналу.