Главная | Карта сайта | Статьи

Пневматические усилители 

Они предназначены для облегчения управления сцеплением - для снижения усилия на педали. Сущность рабочего процесса пневматического усилителя заключается в использовании энергии сжатого воздуха, выполняющего работу выключения сцепления.
Пневматический усилитель состоит из силового пневмоцилиндра и корпуса с клапаном управления. Шток 8 поршня пневмоцилиндра 7 имеет механическую связь через тягу 12 с рычагом вала вилки выключения сцепления, а полый шток 3 пластинчатого клапана 4 сообщается с атмосферой и перемещается с помощью механического (тяга 10 — рычаг 9) или гидравлического педального привода 1 с возвратной пружиной 2. Клапан 4 разделяет корпус 5 на полости А и Б. Полость А сообщается с пневмосистемой автомобиля, а полость с пневмоцилиндром. При включенном сцеплении, когда педаль 1 находится в свободном состоянии, полый шток 3 и клапан 4 под действием пружины занимают крайнее правое положение. Когда клапан 4 закрыт, то поступление сжатого воздуха в пневмоцилиндр невозможно, т. е. его над поршневое пространство через шланг б, полость Б корпуса и пустотелый шток 3 сообщается с атмосферой. Таким образом, усилие на штоке 8 поршня пневмоцилиндра отсутствует (сцепление включено).
При нажатии на педаль механический или гидравлический привод перемещает полый шток влево. Первоначально его торец упирается в клапан 4, канал в штоке 3 перекрывается и прерывает связь рабочей полости пневмоцилиндра через шланг <5 и полость Б с атмосферой. При дальнейшем перемещении шток 3 открывает клапан 4, сжатый воздух из полости А через полость Б и шланг б поступает в рабочую полость пневмоцилиндра 7 и выключает сцепление.
Конструкция усилителя обеспечивает следящее действие, т. е. пропорциональность между усилием на педали и штоке пневмоцилиндра, регулирует плавность включения сцепления. В узле 11 предусмотрен зазор Д; если при включении сцепления шток 8 будет перемещаться быстро в пределах зазора А и плавность включения понизится, то при мгновенном изменении положения педали 1 и верхней точки рычага 9 нижнее плечо рычага, увлекаемое штоком, повернется влево. При этом шток 3 переместится также влево; поступившая в пневмоцилиндр через приоткрытый клапан 4 порция сжатого воздуха способствует замедлению перемещения пневмопоршня и повышению плавности включения сцепления.
При отказе пневматического усилителя усилие от педали 1 передается на механизм управления сцеплением через узел 11, однако усилие на педали при этом значительно возрастает.
На автомобилях МАЗ применяется пневматический усилитель с механическим приводом.
Гидропневматический привод сцепления автомобилей КрАЗ (рис. 36) имеет следящее устройство поршневого типа. При нажатии на педаль в главном цилиндре создается давление жидкости, которое по трубопроводу передается на гидропоршень рабочего цилиндра и перемещает его влево. Внутри гидропоршня установлен клапан управления (впускной) с седлом. При перемещении гидропоршня клапан упирается в пустотелый шток пневмопоршня и отжимается им от седла. Поэтому воздух по шлангу, через каналы в гидропоршне и впускной клапан поступает в рабочую полость пневмоцилиндра. Под действием воздуха поршень перемещается и через шток, визжу и рычаг выключает сцепление.
В исходное положение при включении сцепления; поршни цилиндров и педаль возвращаются под действием возвратных пружин. При повреждении пневматической части привод сцепления работает как гидравлический: перемещающийся гидропоршень упирается в торец пневмопоршня и через него передает усилие от педали на рычаг выключения сцепления.
Пневматический усилитель привода сцепления автомобилей КамАЗ с гидравлическим приводом и следящим устройством поршневого типа показан на рис. 37.
Основные сборочно-регулировочные операции
При разборке сцепления необходимо пометить (краской, мелом) точки, характеризующие взаимное расположение основных деталей сцепления. При последующей сборке эти пометки позволят установить детали в заданное положение и, таким образом, уменьшить возможное нарушение балансировки сцепления. Диски сцепления и другие детали должны быть очищены от масла и промыты бензином. При установке ведомых дисков Для их центрирования относительно маховика и ведущего вала коробки передач применяют специальные шлицевые оправки. При затяжке болтов крепления кожуха к маховику и картера сцепления контролируют значение момента затяжки.
При сборке гидропривода детали необходимо промыть бензином, просушить или обдуть сжатым воздухом. Не допускается попадание грязи и ворсинок протирочного материала в гидросистему. В механизме выключения сцепления регулируется свободный ход муфты выключения, который составляет 3-4 мм.
В сцеплениях с механическим приводом свободный ход муфты, свободный (30-50 мм) и полный (180-190 мм) ход педали регулируется изменением длины тяги рычага вала вилки выключения сцепления. При гидравлическом приводе свободный ход муфты регулируется изменением длины штока поршня рабочего цилиндра. Свободный и полный ход педали дополнительно регулируют установкой зазора, равного 1 — 1,5 мм, между поршнем и толкателем поршня под педального цилиндра и упорными винтами крайних положений педали сцепления. Ход педали замеряют линейкой, устанавливаемой до упора в пол кабины.
При смазывании выжимного подшипника и вала вилки выключения сцепления применяют консистентные смазочные материалы (солидол С, УС-1 и т. п.). Излишки смазочного материала не должны попадать в картер сцепления, чтобы не вызвать замасливания дисков.
Для гидравлических приводов в качестве рабочей жидкости применяют тормозную жидкость "Нева", БСК и т. п. При заполнении гидропривода жидкостью его прокачивают, удаляя воздух. На перепускной клапан устанавливают резиновый шланг, конец которого опускают в стеклянный "сосуд с рабочей жидкостью. Плавным нажатием на педаль сцепления необходимо прокачивать систему (в конце хода педали каждый раз следует вывернуть перепускной клапан). Прокачку заканчивают при полном прекращении выделения воздушных пузырьков. При выполнении сборочно-регулировочных работ надо руководствоваться рекомендациями инструкции по эксплуатации сцепления.
Выполняемые работы
По указанию преподавателя следует выполнить сборочно-регулировочные работы. Смотрите проектирование инженерных систем вентиляция здесь.
Порядок выполнения работ по регулировке сцепления
1.         Проверить линейкой с двумя движками величину свободного хода педали сцепления: для автомобилей Г A3-53 он должен быть равен 35—45 мм; для автомобилей ЗИЛ-130 35—50 мм.
2.         Отрегулировать свободный ход педали сцепления изменением длины тяги, соединяющей рычаг вилки выключения сцепления с педалью.
3.         При гидравлическом приводе сцепления (автомобиль ГАЗ-66) первоначально отрегулировать зазор между поршнем главного цилиндра и толкателем (0,5—1,5 мм) вращением эксцентрикового болта толкателя. Свободный ход педали при этом должен быть равен 3,5—10 мм. Отрегулировать свободный ход конца вилки выключения сцепления (3,5 мм) изменением длины толкателя рабочего цилиндра (вращением гайки толкателя). Полный свободный ход педали сцепления должен быть в пределах 30—37 мм.
Составление отчета
По результатам практического занятия составить отчет в соответствии с указаниями, данными во "Введении", и ответить на контрольные вопросы.
Контрольные вопросы
1.         Объясните и покажите на разрезе устройство и работу сцепления с диафрагменной пружиной.
2.         Каким образом работает сцепление с цилиндрическими нажимными пружинами?
3.         Каков принцип работы и устройства пневматического усилителя привода управления сцеплением?
4.         Как проверить и отрегулировать свободный ход муфты выключения сцепления?
5.         Приведите характеристику сцепления и его привода автомобиля базовой модели.