Направления и принципы строительства станций технического обслуживания
В большинстве случаев ранее проектирование СТОА основывалось на стремлении выполнить весь комплекс работ по ТО и ремонту автомобилей в рамках одного предприятия. В результате создана сеть относительно небольших по размеру, но универсальных СТОА, осуществляющих полный комплекс работ по ТО и ремонту легковых автомобилей, принадлежащих гражданам. Создание таких СТОА было ориентировано на удовлетворение устойчивого и постоянного спроса в производстве различного вида работ. При этом предполагалось, что каждый автомобиль определенное количество раз в год поступает на СТОА для выполнения соответствующего комплекса работ.
Однако по мере роста уровня автомобилизации спрос на производство некоторых работ по ТО и ремонту легковых автомобилей, принадлежащих гражданам, приобретает все более случайный характер. Наиболее устойчивый постоянный спрос сохраняется в основном только для тех видов ТО, которые выполняются в гарантийный период эксплуатации.
Основываясь на постоянном увеличении потребности в автотехобслуживании и росте уровня автомобилизации, можно считать целесообразным разработку новых принципов проектирования и развития сети СТОА.
Организация производства работ по ТО и ремонту легковых автомобилей, принадлежащих гражданам, зависит в основном от географических и социально-экономических условий конкретных территорий: густонаселенные города с концентрированным спросом на услуги автотехобслуживания; сельская местность с территориально-рассредоточенным спросом; районы нового освоения и курортные зоны с резко колеблющимся спросом. Планировочные решения СТОА определяются организационными формами их деятельности в инфраструктуре конкретного района. Существующие производственные структуры можно подразделить: по уровню концентрации — крупные, средние и мелкие, по уровню специализации — комплексные и специализированные, по назначению — стационарные (городские и дорожные) и передвижные.
Изучение опыта ряда отраслей народного хозяйства, в первую очередь связанных с обслуживанием населения, показывает, что эффект от концентрации производства достигается не столько укрупнением самих предприятий, т. е. увеличением их мощности, сколько сосредоточением выполнения отдельных видов (комплексов) работ. В этом случае концентрация отдельных производственных процессов приводит к специализации предприятий в регионе с установлением между ними кооперированных связей.
К основным требованиям, предъявляемым в настоящее время к проектированию станций, относятся следующие: 1) максимальное удовлетворение потребностей в производстве работ по ТО и ремонту легковых автомобилей, принадлежащих гражданам; 2) максимальное приближение СТОА к потребителям их услуг; 3) обеспечение достаточной технологической гибкости планировочных решений СТОА, позволяющей осуществлять переход от одной организационной формы СТОА к другой с минимальными затратами. Обеспечение требования максимального приближения сети СТОА к потребителю и сосредоточение квалифицированного обслуживания в местах концентрации автомобилей предполагают наличие ступенчатой системы организации сети СТОА, основанной на формировании сети предприятий автотехобслуживания из типовых СТОА с различным набором работ по ТО и ремонту легковых автомобилей для удовлетворения спроса одинаковой частоты. Организация сети СТОА в соответствии с этим требованием будет способствовать сокращению времени на ТО и ремонт автомобилей, а также на ожидание начала производства этих работ. Для такой организации сети СТОА необходимо наличие предприятий не только разной мощности, но и специализированных на выполнении различных видов услуг, причем чем больше спрос на производство работ, тем ближе должна быть расположена СТОА к потребителю. Это позволит значительно повысить эффективность использования оборудования и других производственных фондов вследствие большей концентрации работ при рациональном радиусе действия СТОА и снизить их себестоимость.
Создание технологически гибких планировочных решений СТОА, обеспечивающих более плавный переход от одного типоразмера СТОА к другому при поэтапном развитии станции, позволит более рационально использовать капиталовложения и сократить затраты при реконструкции СТОА (принцип саморазвития).
Для удовлетворения рассмотренных выше требований необходимы не только новые планировочные решения СТОА, но и новые организационные формы их развития. Существующие особенности эволюции действующей сети СТОА и увеличение парка легковых автомобилей, принадлежащих гражданам, а также неоднородность структуры потока требований и другие факторы обусловливают различие организационных форм развития СТОА каждого конкретного региона. Следовательно, и планировочные решения станций также должны быть различными. В то же время технологические и планировочные решения отдельных типовых элементов СТОА будут одинаковы. В этих условиях задача определения рациональной планировки СТОА представляет собой задачу рационального расчленения комплекса работ по ТО и ремонту легковых автомобилей на самостоятельные производственные процессы с последующим определением вариантов планировочных решений помещений для их производства в различном сочетании и с дальнейшей их типизацией.