Система ТО и ремонта
Организационной основой для системы
«Автотехобслуживание» является система ТО и ремонта
подвижного состава автомобильного транспорта общего пользования с
учетом некоторых специфических, особенностей их эксплуатации н прав
владельца автомобиля. «Положение о техническом обслуживании и
ремонте легковых автомобилей, принадлежащих гражданам» определяет
требования и регламентирует взаимоотношения между предприятиями системы
«Автотехобслуживание», автолюбителями и
заводами-изготовителями автомобилей, устанавливает принципиальные
основы и нормативы технических воздействий, направленных на обеспечение
надежной и безопасной эксплуатации автомобилей, а также содержит
основные рекомендации по организации работ на СТОА.
Автомобиль является источником повышенной опасности, и согласно
действующему законодательству владелец несет полную ответственность за
техническое состояние и эксплуатацию принадлежащего ему транспортного
средства. Поддержание автомобилей в технически исправном состоянии
обеспечивается путем своевременного проведения ТО и ремонта, за полноту
объема и качество которых ответственны предприятия системы
««Автотехобслуживание», обеспечивающие выполнение
соответствующих работ. Работы по ТО и текущему ремонту (TP) легковых
автомобилей, т. е. обслуживание автомобилей, выполняют на СТОА, в
спецавтоцентрах (САЦ) и мастерских, входящих в состав различных
организаций союзного или республиканского подчинения (рис. 1).
Система ТО и ремонта, в соответствии с ГОСТ 18322—78,
представляет совокупность взаимосвязанных средств, документации и
исполнителей, необходимых для поддержания и восстановления качества
изделий, входящих в эту систему. Структура системы ТО и ремонта
легковых автомобилей показана на рис. 2. От производства до списания
автомобиль периодически подвергается трем комплексам технических
воздействий: при предпродажной подготовке, в гарантийный и
послегарантийный периоды эксплуатации. Основные положения, нормативы,
перечни и условия выполнения работ, взаимные обязательства владельцев
автомобилей и СТОА (работы по предпродажной подготовке могут
выполняться не только на СТОА, но и на соответствующих участках крупных
автомагазинов и торговых центров) на каждом из этих периодов
технической эксплуатации определяются соответствующими документами.
Предпродажная подготовка и обслуживание автомобилей в гарантийный
период эксплуатации характерны только для рассматриваемой системы и
вызваны ответственностью заводов-изготовителей за качество продукции и
стремлением получить объективную информацию для дальнейшего
совершенствования автомобиля.
Предпродажная подготовка автомобилей. Качество автомобиля в момент
продажи должно соответствовать требованиям технических условий
завода-изготовителя и другой нормативно-технической документации,
утвержденной в установленном порядке. Проведение предпродажной
подготовки является обязательным условием для обеспечения гарантий
завода-изготовителя, о чем делается отметка в сервисной книжке или
заменяющем ее документе. Предпродажная подготовка выполняется согласно
ОСТ 37.001.082—82 «Подготовка предпродажная легковых
автомобилей». Автомобиль, поступающий с завода в магазин, в целях
сохранения лакокрасочного покрытия защищен противокоррозионным
составом, который удаляют перед продажей. Во время транспортирования
автомобиля поверхность кузова и внутренняя часть салона загрязняются, в
связи с чем требуются их мойка и чистка. Перед продажей автомобиль
тщательно осматривают, производят необходимые регулировочные и
контрольные работы, обращая особое внимание на проверку узлов и систем,
обеспечивающих безопасность движения. Все выявленные отказы и
неисправности устраняют, чтобы покупатель получил автомобиль в
исправном состоянии, соответствующем техническим условиям.