Главная | Карта сайта | ДВС | Краны | Автосервис | ТО | КП | Статьи

Производство игрушечных автомобилей и моделей

Сегодня, зайдя в любой машин детских товаров, можно увидеть пёстрый ассортимент машинок-игрушек. Все они красивые, блестящие и радуют глаз. Но почти каждая из них, как говорится по-народному, «мэйд ин Чайна», т.е. сделана в Китае. Всё казалось бы ничего: эти машинки достаточно дёшевы и, что самое главное, очень нравятся детям, что делает их одинаково привлекательными и для них, и для их родителей. Однако почему-то нет поистине настоящей радости: с полок магазинов пропадают отечественные игрушки и модели. Такие крупные китайские фирмы как Cararama, Welly и New Ray просто заполонили рынок моделей и всё больше наступают на пятки нашим производителям, которые и без того «на ладан дышат» - а тут ещё и зарубежные конкуренты. Возможно, скоро всё будет производиться в Китае. Сегодняшняя обстановка даёт обоснованные предположения, что в недалеком будущем наши коллекционеры смогут радоваться только китайским моделям, а «Агат», «Элекон» и другие наши предприятия моделестроения уйдут в прошлое. К сожалению, процесс развала наших заводов необратим, и многие предприятия и их продукция просто-напросто уже потеряны для коллекционеров. Самой большой утратой в этом смысле стал московский завод игрушек «Прогресс», уход продукции которого «со сцены» остался незамеченным, и как мне кажется, незаслуженно.
В советское время завод «Прогресс» входил в состав объединения «Роспромшрушка» - государственного ведомственного учреждения Минлегнрома, контролировавшего всё производства игрушек на территории РСФСР. Подобные ведомства были и в других советских республиках, например «Укрпромигрушка» в УССР. Завод считался одним из крупнейших предприятий по выпуску игрушек в Советском Союзе. Сразу оговоримся, что под игрушками подразумевались тогда не только погремушки и кубики, как таковые, но и римейки и неплохо сделанные копии отечественных автомобилей (для детей от 3 до 12 лет) и самолётов, некоторые из которых могли занимать достойное место на полках у коллекционеров.

Как всё начиналось
Предприятие ведёт свое начало с марта 1938 г., когда постановлением Наркома лёгкой промышленности был образован Завод металлической игрушки № 2. Завод выпускал достаточно примитивные игрушки, сделанные из листового железа путём штамповки. Основной ассортимент составляли погремушки, юлы и другие простейшие детские игрушки. Во время Великой Отечественной войны предприятие было решено не эвакуировать - оно всё также продолжало работать, но номенклатура выпускаемой продукции уже соответствовала военному времени. Завод изготовлял жестяные фляжки, походные кружки и даже гильзы для боеприпасов.
В послевоенное время ЗМИ № 2 продолжил выпуск довоенной продукции. Надо заметить, что спрос на игрушки в то время был достаточно велик: весь небольшой выпуск (из-за отсутствия производственных мощностей) детских товаров расходился моментально. Поэтому в начале 1960-х гг. жёстко встает вопрос о реорганизации производства и связанных с этим административных мер по интеграции и консолидации выпуска игрушек. Первым шагом в этом направлении стала передача завода на правах цеха Заводу металлической игрушки № 1 Управления полиграфической промышленности и культтоваров. Последний в свою очередь являлся потомком завода «Метиз» (рапсе Фабрика металлоизделий).
28 декабря 1965 г. была утверждена структура центрального аппарата Министерства лёгкой промышленности РСФСР. В его составе было организовано и Главное управление промышленности по производству игрушек «Росглавигрушка» (позднее «Роспромифушка»). В это управление и вошёл Завод металлической игрушки № 1.

Славные годы «прогресса»
Завод на пл. Журавлева, 10 так прочно вошёл в память многих коллекционеров под названием «Професс», что кажется, предприятие так называлось всегда. Вопреки этому распространённому мнению, торговое наименование «Прогресс» ЗМИ № I получил лишь в 1966 г. когда был объединён (очередная реорганизация) с Фабрикой металлических игрушек им. Щорса. С этого времени и начинается «вторая» жизнь уже обновлённого предприятия.
1970- 1980-е гг. считаются самыми радужными в истории завода. Именно этот период для нас, коллекционеров, представляет особый интерес. Ведь в это время появляются: «Запорожец» (ЗАЗ-966), «Жигули» (ВАЗ-2101/02), серия фузовиков ЗИЛ. АМО-Ф15, паромобиль Стэнли, Мазерати-Мислраль, Аутобианки-При-мула. Fiat 124 и др. Расскажем об истории и особенностях некоторых из этих представителей в хронологическом порядке.
«Первой ласточкой» стала модель автомобиля ВАЗ-2101 (фото 1), которая по всем документам проходила как «игрушка для детей». Надо заметить, что за всю дожую историю завода наименование «модель-копия» носила только Мазерати-Мистраль, и то лишь в первые годы выпуска, но об этом позже. Итак, 1972 г.: на прилавках московских магазинов появляется машинка с симпатичной коробочкой, на которой написано «Автомобиль «Жигули». Ома была радостно встречено коллекционерами, и не с проста. Мало кто тогда знал, но эта игрушка имеет, как и её прототип в масштабе 1:1, итальянские корни и обязана своим появлением модели фирмы «Mercury», поэтому и выглядела больше как модель, а не игрушка. Оригинальная итальянская модель «Lada», с которой и «содрали» профессовскую «копейку», тоже была переделана из модели Fiat 124 (выпуск с 1968 г.) той же фирмы «Mercury». Таким образом, на заводе решили «убить двух зайцев»: почти одна и та же модель под разными названиями. Как попали пресс-формы с надписью «Made in Italy» на «Прогресс», до сих пор остается загадкой. К сожалению, мне не смогли об этом поведать и сами сотрудники завода, которые многого уже и не помнят. Как бы то ни было, «копейка» имела успех. Оно и понятно: до саратовской версии ВАЗ-2101 оставалось еще целых четыре года, а восполнять пробелы в коллекции, да ещё и моделями передовых советских автомобилей, было нечем. В этом смысле «автомобиль «Жигули» был оптимальным выбором для коллекционеров.
Первая партия этих «моделей» появилась в мае 1972 г. Эти «копейки» были абсолютно идентичны итальянским. Единственным упрощением стал отказ от вставных передних фар (стразы) -они были отлиты имеете с кузовом; так же металлизированные пластмассовые бампера заменили металлическими(!) полированными. От них. правда, быстро отказались, потому что освоили процесс металлизации. Остальное было аналогично - даже металлическое дно было от итальянской формы. Первоначально надписи на днище зашлифовали, а позже сделали стой («Apr. М Г-085-01-3480», «Ц. 1 руб. 40 коп.»). Вместо надписи на месте заднего номера клеили декаль «Lada». Со временем её заметит лаконичным номером «19-73 МЗГ1».
«Профессовским «жигулёнком» заинтересовался и «Автоэкспорт»: по спецзаказу в августе 1972 г. была выпушена партия «копеек», которые упаковывались в красочные коробочки с надписью «V/О Avtoexport», отпечатанные во «Внешторгиздате» (фото 2). Модели продавались за рубежом в дилерских магазинах «Скальдия-Волга». Надо сказать, что это была единственная советская модель, экспортировавшаяся через В/О «Автоэкснорт», а возможно, что это была и самая первая отечественная модель. которую продавали за границей. Г1о крайней мере, автору приходилось видеть самый первый саратовский Москвич-412 с наклейкой «Новоэкспорт», датированный лишь 1974 г.
Впоследствии в «автомобиле «Жигули» неоднократно менялись днище, колёса и упаковочная коробка. Спустя немного времени с начала производства (примерно в 1974 г.) металлическое днище заменили пластмассовым. На нём также пару раз меняли надписи. Колёса всегда были металлические точёные, но с разным рисунком дисков (первые были идентичны итальянским). Автору известно как минимум три вида коробочек для прогрессовской «копейки», не считая экспортной.
Кроме ВАЗ-2101 на заводе по заказу МВД к юбилею ГАИ была выпущена достаточно большая партия «двоек» (Лада 2102), повторявших черты своего «старшего брата», но разработанная уже полностью заводскими конструкторами. Эти модели красили в жёлтый цвет; автоматом в крыше пробивали отверстие, куда вставляли тёмно-синюю непрозрачную мигалку. На дверцах у ВАЗ-2102 красовались декали «ГАИ». По этому же образу и подобию была изготовлена партия пожарных машинок с надписью «01». Все эти партии в продажу не поступали, но поскольку кузовов было отлито больше запланированного, то на прилавки магазинов всё-гаки попало небольшое количество прогрессовских «двоек», но в обычной окраске. Машинки упаковывались в те же неприметные коробочки с надписью «Автомобиль Жигули», что и «копейки».
Следом за «Жигулями» в производство пошла очередная детская игрушка - «автомобиль «Запорожец» (фото 4) - наверное, одна из самых известных и массовых. Первые «Запорожцы» появились в 1973 г. По дизайну они были аналогичны «Жигулям», но выглядели ещё более примитивно, хотя всё-таки и были похожи на настоящий ЗАЗ-966.
Можно выделить три основных периода выпуска моделей «Запорожца»: 1-й - 1973-1974 гг., 2-й -1974-1978 гг. и 3-й - 1978-1984гт.
1-й выпуск: «Запорожцы» с металлическим дном (фото 4а). Первые партии отличались от последующих формой кузова. На глаз незаметно. но крыша была чуть ниже, а боковое окно имело больший наклон. Благодаря этим нюансам игрушка казалась более реалистичной. Но эту форму быстро загубили, и пришлось делать всё заново. Во 2-м выпуске форму кузова немного изменили (подняли крышу, угол наклона стоек сделали более крутым), днище стали изготавливать из пластмассы (это было более рационально) (фото 4а) и модель приобрела другой вид. В остальном, всё осталось таким же. Коренным внешним изменениям подверглись машинки 3-го выпуска (фото 5): пресс-форму на кузов и дно вновь изготовили заново. «Запорожцы» последнего выпуска можно было легко определить по заднему номеру «19-73 МПК», который стал заметно больше (фото 6). Косые дуги, которые отходили от задних фар, стали прямыми. Цифра «1» в артикуле на дне «переползла» на блок ручного тормоза. На смену металлическим дискам колёс пришли пластмассовые от Аутобиапки-Примула, но только они были не хромированные, а окрашенные серебрянкой, как бампера, номер и облицовка радиатора. Со временем козырёк передней крышки багажника становился всё больше, и этот свес только портил внешний вид. Но это было технологически необходимо: когда ремонтировали форму, этот желоб в ней постоянно растачивали. Ещё об отличительных особенностях «Запорожцев»: задние и передние фары у них всегда окрашивали в красный цвет (у красных машинок - в жёлтый), салон всегда изготавливали из красного полупрозрачного полиэтилена (как на «Жигулях»). Зато пёстрая цветовая гамма шин колёс была более чем разнообразной: чёрные, коричневые, серые, голубые, зелёные, красные и жёлтые. Объяснялось это тем. что на заводе особенно не утруждали себя выбором красителей и использовали то, что имелось в данный момент на складе.
В 1978 г. на заводе началась эпоха производства ремейков. Первопричиной этому стал один любопытный факт. В сентябре 1977 г. в Сокольниках в Москве проходила выставка промышленного оборудования с участием зарубежных фирм, в том числе и из Европы. Итальянцы привезли свои станки для фирм «Mebeioys» и «Mercury» и демонстрировали пресс-формы для моделей. Эту выставку посетили и представители «Прогресса». Многие заводы игрушек (например. Донецкая фабрика игрушек) заинтересовались итальянскими формами, но директор московского завода вовремя, что называется. подсуетился. В итоге, был 'заключён договор о покупке партии станков и форм для изготовления моделей Мазерати-Мистраль. Аутобианки-Примула. Фиат 124 и Фиат 1100. А Донецкая фабрика игрушек, кстати, с фирмой «Mebetoys» смогла договориться о производстве ремейков только в 1980 г.
Первым и самым массовым ремейком стала пластмассовая модель Мазерати-Мистраль (Арт. 1Ь85МГ, Ц. 2 руб. 00 коп.). Параллельно с «Прогрессом» эту модель выпускал и завод «АТЭ № 1», но в металле. Даже коробки первого выпуска для «АТЭ» и «Прогресса» были идентичны -единственным отличием было то, что по номенклатуре металлическая модель называлась «Мазерати-Мистраль-Купе», а пластмассовая -просто «Мазерати-Мистраль», поэтому соответствующие надписи на упаковках были различны. Первые модели Мазерати-Мистраль имели хромированную фурнитуру (до 1979 г.) и вставные передние фары. К сожалению, Мазе-рати (фото 7) на «Прогрессе» в качестве модели выпускалась недолго (до 1982 г.) - её статус изменили на «детскую игрушку», а это отразилось на качестве: исчезла надпись «Maseraii» на двигателе, а с 1984 г. передние фары стали отливать единой деталью с кузовом (Арт. МГ-085-01-4878) (фото 8). Всё это отразилось и на цене - 1 руб. 70 коп. вместо 2 руб. Причиной отказа от статуса «модель» стало нежелание восстанавливать износившуюся итальянскую форму. Для руководства было проще поменять надпись на коробочке, чем следить за качеством изготовления машинки (ведь если «модель», то и требования должны быть соответствующие). В конце 1980-х гг. модель опять упростили (диски колёс стали не сквозными) и изменили цену на 3 руб. 40 коп.
Вот так легко и просто все последующие ремейки стали носить звание «игрушка». Появившаяся в 1979 г. Аутобианки-Примула (Арт. МГ-085-01-5287, Ц. 1 руб. 70 коп.) (фото 10) сразу была упрощена. В отличие от «мебетойсовского» прототипа она имела литые фары; у неё отсутствовали верхние рамки дверей, но зато вплоть до 1993 г. вся фурнитура была металлизированной. Других изменений во время выпуска не производилось.
Небольшое отступление: Мазерати и Ауто-бианки выпускал завод АТЭ-1, по из металла. Они были «моделями-копиями» и стоили 3 руб. 50 коп. «Прогресс» никакой связи с этим заводом не имел, хотя и находились они по разные стороны одной улицы. Производство моделей на АТЭ продлилось до 1996 г.
В 1981 г. попытались запустить в производство металлический ремейк Фиат 124, но неудачно - была выпущена только одна промышленная партия. Причина остановки производства - большое количество бракованных отливок. Из-за этого часто из креплений выпадали открывающиеся капот и багажник. Поэтому в общей сложности было изготовлено всего-то около 400 пл., 80% из которых - вишнёвого цвета. Несмотря на малый выпуск, Фиат 124 имел свою собственную упаковку и продавался свободно. Но это не помешало стать ему в настоящее время большой редкостью - мало у кого встретишь в коллекции этот раритет.
«Фиат» стал последней освоенной заводом металлической игрушкой. Первая половина 1980-х гг. ознаменовалась резкой сменой курса в выборе сырья - от металла всеобще переходили на пластмассу, как более удобный и дешёвый материал. Начиная с 1982 г., на завод просто обрушилось огромное количество так называемых «рекомендаций» из Министерства, общая суть которых сводилась к следующему: «Необходимо в кратчайшие сроки найти альтернативную замену дорогостоящему цинково-алюминиевому сплаву». И действительно, использование этого материала требовало больших энергетических затрат и дорогостоящего оборудования. Хотя многие из руководства завода были прошв такого решения, изготовление металлических игрушек в конце 1984 г. было свернуто. Как всегда, нашёлся формальный повод дня этого: в сентябре в районах у станций метро «Семёновская» и «Электрозаводская» полностью меняли систему газоснабжения. Когда строили ГРП (газораспределительная подстанция), якобы забыли провести дополнительную газовую ветку на завод, т.е. её просто-напросто «обрезали». Сотрудники заводоуправления писали во все инстанции, но дело с мёртвой точки так и не сдвинулось. Оставшееся без промышленного газоснабжения, предприятие уже не могло использовать металлолитье.
С этого момента вся продукция стала изготавливаться из пластмассы. Но это вовсе не означало, что интерес к пластмассовым моделям упал. В начале 1980-х гг. появляются интересные сборные модели в масштабе 1:24. Первая из них - паромобиль Стенли (Арт. 11-182МГ, Ц. I руб. 10 кон.) (фото 12). А вот на второй модели остановимся более подробно.
В 1983 г. запустили в производство сборную модель грузовика АМО-Ф15 (Арт. МГ-085-01-4794. Ц. 2 руб. 20 кои.) (фото 13). Своим появлением АМО-Ф15 обязан главному конструктору завода Бониславу Семеновичу Рутенбергу. Именно он стал инициатором её создания и лично скрупулёзно разрабатывал техническую документацию на модель. Говорят, что для этого он Н даже брал чертежи на ЗИЛе. Как бы гам ни было. АМО-Ф15 действительно стал шедевром. Модель была прекрасно дсталирована. присутствовали хромированные детали, в комплект даже входили две красные наклейки с надписью «1-ый AMO 1-ый». Первые комплекты были изготовлены из красной пластмассы, как и положено оригиналу. Но позже произошли перебои с поставкой необходимых красителей на завод и детали для сборки начали отливать из пластмассы других цветов: самым распространённым был голубой, но были также зелёный, жёлтый и даже розовый(!). Конечно, это всё не придавало оригинального вида «АМОшке», поэтому многие коллекционеры после сборки перекрашивали модель в красный цвет.
В 1985 г. появилась серия пластмассовых игрушек «Автомобили серии ЗИЛ» (фото 14). В неё входили «ЗИЛ-Грузовик» (почти ЗИЛ-130, только больно короткий), «ЗИЛ-Тягач» с бортовым полуприцепом (ЗИЛ-1 ЗОВ 1 + Од АЗ) и «тягач-трубовоз» (со съёмной трубой). Последний выпускался очень недолго. После передачи форм для производства в цех у станции метро «Динамо» от его выпуска отказались. Выглядели эти «модели» достаточно примитивно. но симпатично: у грузовика откидывался задний борт, а у тягача отцеплялся полуприцеп. Поскольку никто в то время ЗИЛов не делал. то некоторые коллекционеры ставили себе и такие на полочку, но только перед этим игрушки обрабатывались до приближённого состояния к «модели». Эти грузовички упаковывались в простенькие картонные коробочки, а с середины 1990-х. просто в полиэтиленовые пакетики с вкладышем. В это же время изменилась технология покраски облицовки радиатора: в советское время красили контур из пуливизатора по шаблону так, что предок получался, как у настоящего ЗИЛа, а после сдачи в аренду предприятием молярного цеха технологию упростили (теперь передок красили только по центру кисточкой).
На следующее утро эти новые игрушки уже могли радовать детишек на витринах Центрального детского мира.
В марте 1988 г. отмечался 50-летний юбилей завода. В честь этого события для почетных сотрудников предприятия была выпущена ограниченная партия машинок Мазерати-Мистраль с полностью хромированным кузовом и наружными деталями (фото 15). А 6 мая произошло объединение завода «Прогресс» и Московского завода пластмассовых игрушек «Малыш». Объединённое предприятие с этого времени называлось «Московское производственное объединение по выпуску игрушек «Прогресс». Эго позволило увеличить выпуск и расширить ассортимент игрушек вдвое.

Последствия рыночной экономики
Производственное объединение «Прогресс» в конце 1980-х гг. вошло в состав ВАО «Развитие» и стало называть фирмой. Время перестройки не принесло ничего хорошего предприятию. Скорее даже наоборот. Производство устаревало морально и физически.
Это позволило расширить ассортимент выпускаемой продукции. Гак, например, в 1992 г. был выпущен Фиат 1100 (№ А-9) (фото 16) - последний серийный ремейк, выпущенный в России и СНГ. Оборудование для изготовление этой модели было куплено у фирмы «Mebetoys» ещё в начале 1980-х гг. Донецкой фабрикой игрушек, йотам производство не наладили и формы пролежали до 1989 г. пока их не передали «Прогрессу».
Сигнальная партия появилась 10 июня 1992 г. На первых образцах Фиат 100 шурупы, которыми приворачивали дно к кузову, «проваливались». Это было связано с тем. что изначально итальянские пресс-формы были предназначены для литья из металла и для сборки планировали использовать короткие винтики. Для пластмассы же пришлось использовать шурупы-саморезы - вот они глубоко и проходили сквозь кузов. Поэтому было решено «нарастить» штатное место для головки шурупа (фото 17). Первоначально «Фиаты» имели хромированную фурнитуру, но уже к конце 1994 г. от этого полностью отказались на всех ремейках, как и от колёс с шинами (их заменили цельно-пластмассовыми). В том же году попытались заново запустить в производство Фиат 124 (пластмассовый аналог металлического 1981 г.) (фото 18). Форму переделали под литье из пластмассы, упростили салон. Но до серийного выпуска дело не дошло - не хотели налаживать оборудование, ограничившись лишь выпуском только 3 опытных образцов.
Пока отечественные игрушки были дешевле иностранных, они пользовались достаточным спросом. Но вот во второй половине 1990-х гг. на российский рынок хлынули потоки дешёвой китайской продукции. Такой конкуренции завод выдержать не смог. Оно и понятно: яркие цветные красители на китайских игрушках очень привлекали детей, а завод не мог использовать такие же (не позволяли ГОСТы). Всё дошло до абсурда: импортные товары беспрепятственно проходили гигиенические экспертизы и сертификацию, хотя и содержали очень вредные фенольные добавки, а заводская продукция, изготовленная по ГОСТу - нет. В итоге наши игрушки, при внешнем сравнении с китайскими, не выдерживали никакой критики, но зато были экологически чистыми. Но кого это тогда волновало? Если ребёнку нравится, неужели родители не купят?!
Всё это привело к резкому снижению спроса. Предприятие было вынуждено искать заказы «на стороне», чтобы остаться «на плаву». В результате, на заводе кроме всего прочего, освоили производство вешалок для одежды, пластмассовых подставок для номерных знаков, пластмассовые плафоны на фары для «Икарусов» (по заказу 10-го автобусного парка) и многое другое. А вот производство игрушек пришлось сокращать, как нерентабельное. Из списка выпускаемой продукции исчезли склеивающиеся модели самолетов «Джэвелин», пропала сборная «Древнерусская крепость».
Но до недавнего времени заводу ещё удавалось поддерживать производство игрушек, несмотря на большое количество «левых» заказов. которые были намного выгоднее продукции основного профиля предприятия. Однако кардинально ситуация изменилась в начале 2005 г., когда новый хозяин завода решил изменить его профиль.
С июня 2005 г. производство было полностью остановлено. Всё когда-то заканчивается: теперь 70-летняя история завода получила свой логический конец, и продолжения ей. увы. уже не будет.
Автор выражает глубокую благодарность сотрудникам ЗАО «Прогресс» за помощь в подготовке статьи, и в особенности главному технологу завода Валентине Владимировне Шумилиной, а неоценимую помощь в подборке материала, без чего не получилась бы эта статья. Спасибо всем тем, кто не пожалел времени прочитать её от начала до конца!