Главная | Карта сайта | ДВС | Краны | Автосервис | ТО | КП | Статьи

Истоки отечественного джипа-строения

ГАЗ-61 маршала Конева

В начале 30-х годов XX века советское автомобилестроение превратилось в одну из крупных отраслей отечественного машиностроения. В 1932 г. в Советском Союзе было выпущено около 24 тысяч автомобилей, а в 1937 г. наша страна заняла второе место в мире и первое в Европе по выпуску грузовиков.

ГАЗ-61
На московском и ярославском автомобильных заводах выпускались грузовые автомобили и автобусы. В 1930 г. в Москве на заводе имени Коммунистического Интернационала Молодежи из импортных комплектующих наладили сборку автомобилей Ford А и Ford АА. Через два года вступил в строй Нижегородский автомобильный завод, на котором начался выпуск легковых и грузовых автомобилей. Однако наша страна и, прежде всего, Красная Армия нуждалась в легковых автомобилях повышенной проходимости. Такие автомобили нужны были и как лёгкие артиллеристские тягачи, и для обслуживания командного состава, разведывательной, связной, штабной служб.

ГАЗ-61
Первые попытки создания трёхосных и полугусеничных легковых автомобилей повышенной проходимости оказались неудачными. Гусеницы полугусеничных вездеходов растягивались, рвались, соскакивали с колёс. Трёхосные получались довольно тяжёлыми и неэкономичными. Стало ясно, что
будущее за автомобилями со всеми ведущими колёсами. Такие автомобили уже выпускались за рубежом.
В нашей стране первым полно-приводным легковым автомобилем стал ГАЗ-61, разработанный под руководством В. А. Грачёва на базе шестицилиндровой «Эмки» - ГАЗ-11. По сути, для него необходимо было разработать новый передний ведущий мост и раздаточную коробку. Коробку переключения передач на него установили от грузового ГАЗ-АА, остальные узлы и агрегаты - от ГАЗ-11-40.

ГАЗ-61
Опытный образец «шестьдесят первого» с открытым кузовом типа фаэтон и шестицилиндровым двигателем Dodge D5 мощностью 85л.с. был выпущен летом 1939 г. На испытаниях он показал максимальную скорость 107 км/ч, преодолевал 800-миллиметровый брод, буксировал 700-килогра-мовый прицеп. Привод на все колёса, большой запас мощности, увеличенный дорожный просвет позволяли ему легко преодолевать крутые подъёмы, выбираться из любой непролазной грязи, переваливать через брёвна диаметром 37 см. И при этом он показал себя довольно экономичным, расходуя около 15 л бензина на 100 км пути. Широко известны фотографии, на которых запечатлён ГАЗ-61, взбирающийся по лестницам Волжского откоса и Стригинской Культбазы в г. Горьком и Речного вокзала в Москве. В 1940 г. этот автомобиль показали на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке. Хорошее впечатление сложилось о нём у высшего руководства страны и у военных. Предполагалось, что новый вездеход будет выпускаться с тремя типами кузовов: фаэтон ГАЗ-61-40, седан ГАЗ-61-73 и пикап ГАЗ-61-415. Однако фаэтонов было выпущено несколько экземпляров, а пикапы выпускались недолго. Так же недолго выпускались и ГАЗ-61-417 - пикапы с упрощёнными открытыми кузовами. Это было связано с дефицитом листового металла. Серийно с 1941 г. выпускались лишь седаны ГАЭ-61-73, но уже с отечественными двигателями. Использовались они для обслуживания высшего командного состава, на них ездили И.С. Конев, Г.К. Жуков, К.К. Рокоссовский, С.К. Тимошенко, Д.А. Лестев, С.М. Буденный.

ГАЗ-61-73
Советско-финская война 1939-1940 гг., проходившая в тяжелых условиях бездорожья выявила потребность в лёгком, предельно простом и дешёвом легковом автомобиле повышенной проходимости. Инициатором создания нового внедорожника выступил начальник Главного автобронетанкового управления генерал-майор И. П. Тягунов. Задание, выданное наркомом среднего машиностроения В.А. Малышевым, на разработку такого автомобиля получило конструкторское бюро Горьковского автомобильного завода и лично В.А. Грачёв. При этом длина и колея должны были быть как у американского Bantam BRC. Ресурс автомобиля был определён в 5000 км.

БА-64
Работа над новым автомобилем началась в феврале 1941 г., а уже в марте были готовы его опытные образцы, получившие название ГАЗ-64. Руководил разработкой В.А. Грачев, им же была проработана компоновка этого автомобиля. В сущности, ГАЗ-64 имел только новые переднюю подвеску, радиатор и простой открытый четырёхместный кузов, для изготовления которого не требовалось никакого сложного дорогостоящего оборудования и оснастки, а так же дефицитного в то время листового металла. Щиток приборов, рулевое управление, двигатель, коробка переключения передач и топливный бак были взяты от «полуторки», ведущие мосты, правда, немного укороченные - от ГАЗ-61. Одновременно с ГАЗ-64, работа над подобным автомобилем шла в Научном автотракторном институте под руководством А.Ф. Андронова. Изначально предполагалось, что этот автомобиль будет иметь два двигателя, как у немецкого Tempo, но от этой идеи отказались в пользу компоновки с одним двигателем ГАЗ-М мощностью 50л.с. Такая компоновка значительно упрощала конструкцию. Для ускорения хода проектных работ, все компоновочные чертежи делались так, чтобы впоследствии они выполняли функции сборочных. Эта разработка стала называться АР-НАТИ (АР - автомобиль-разведчик). Как и ГАЗ-64, АР-НАТИ имел новые раму и кузов, существовавший в двух вариантах. Применённый на нем двигатель ГАЗ-М был доработан путём установки новой впускной трубы с квадратным сечением проходов, двух спаренных карбюраторов КИМ-10, механизмом последовательного открытия дросселей. Это позволило поднять его мощность до 57л.с. Доработкой двигателя занимались С.Б. Чистозвонов и Н.И. Орлов, кузовом - Д. Мельман, В. Соколов, К. Зейванг, Е. Мельгукова. Раму рассчитал С.И. Котляр. Электрооборудование и контрольные приборы были заимствованы от ГАЗ-М 1, раздаточная коробка и мосты - от ГАЗ-61, муфта сцепления и коробка переключения передач - от ГАЗ-АА, рессоры - отЗИС-101. В апреле 1941 г. автомобили ГАЗ- 64 и АР-НАТИ были представлены в Кремле высшему руководству страны и получили одобрение. На испытаниях они показали практически одинаковые результаты и успешно прошли испытательный пробег до Вязьмы и обратно.
АР-НАТИ был рекомендован к серийному производству, но на производство поставили в 1941 г. более простой и технологичный ГАЗ-64. До середины 1942 г. на заводе выпустили 672 автомобиля этой модели. В том же, 1941 г. на Горьковском автомобильном заводе на шасси ГАЗ-64 началась работа над бронеавтомобилем, получившим обозначение БА-64. Компоновку этого бронеавтомобиля разработал инженер Ф.А. Лепендин, корпус - Б.Т. Комаревский, В.Ф. Самойлов, Ю. Н. Сорочкин, Г.А. Носов, А.С. Маклаков. Ведущим конструктором был назначен Г.М. Вассерман. Весной следующего года началось серийное производство этих бронеавтомобилей, а летом они приняли участие в боевых действиях на Брянском и Воронежском фронтах. В дальнейшем БА-64 выпускались с различными модификациями. За разработку автомобилей ГАЗ-61, ГАЗ-64 и бронеавтомобиля БА-64 их главный конструктор В. А. Грачев получил Сталинскую премию.

ГАЗ-67Б.
Однако ГАЗ-64 и БА-64 имели один большой недостаток. Узкая колея часто вызывала их опрокидывание. В связи с этим в конце 1942 г. ГАЗ-64 подвергся модернизации. Колею расширили до 1466 мм, над колёсами появились выступающие крылья, доработали двигатель, что позволило поднять его мощность. Усовершенствованный вариант стал называться ГАЗ-67, а позже ГАЗ-67Б. Такой же модернизации подвергся и БА-64, который стал называться БА-64Б. Для повышения комфорта, особенно в зимнее время, осенью 1943 г. на Горьковском автозаводе построили автомобиль с закрытым кузовом, названный ГАЗ-67-420. Однако в серийное производство он не пошёл, как не пошёл построенный летом следующего года ГАЗ-67В с приводом только на задние колёса. С 1943 г. выпускались лишь ГАЗ-67Б.
После Великой Отечественной войны эти автомобилт использовались в сельском хозяйстве, ведь на них можно было проехать и по вспаханному полю и по раскисших от весенней или осенней распутицы деревенским дорогам. Незаменимы они оказались и в геологоразведке, и на стройках, широко применялись органами МВД. Выпуск ГАЗ-67Б был прекращен в 1953 г., когда его место занял более совершенный ГАЗ-69. В завершении нашего рассказа -об ещё одной интересной разработке.
В 1942 г. в Советский Союз по ленд-лизу стали поступать автомобили стран-союзников - США, Канады, Англии. Среди них были американские амфибии Ford-GPA. Эти автомобили прекрасно себя зарекомендовали и очень понравились нашим военным. Подобные автомобили в СССР серийно не выпускались, хотя первые попытки создания плавающих автомобилей в нашей стране предпринимались еще в 30-е годы XX в., но они успеха не имели.
Работа над малым автомобилем-амфибией в нашей стране началась в Научно-исследовательском автомобильном и автомоторном институте НАМИ уже в 1948 г., а уже в следующем году были построены опытные образцы этого автомобиля. В разработке амфибии принимали участие А.Г. Архаров, В.Ф. Горанов, К.С. Карпухин, П.А. Лобунский, Н.А. Петров, А.М. Хлебников, И.А. Стригин, Е.С. Агапитова, Е.П. Евстафьева, К.В. Зейванг, Н.Н. Прокошева, М.В. Шидковская. Руководил работой Б.В. Шишкин.
Конструкция этого автомобиля, получившего обозначение НАМИ-011 или МАВ (малый автомобиль водоплавающий) базировалась на узлах и агрегатах ГАЗ-67Б. Движение по воде НАМИ-011 осуществлялось за счёт гребного винта, размещённого в нижней задней части автомобиля, однако колёса продолжали вращаться и создавали дополнительное толкающее усилие. Для маневрирования на плаву служил водяной руль, располагавшийся за гребным винтом. Доводка и испытание автомобиля осуществлялась на Горьковском автомобильном заводе. После успешно проведенных испытаний, НАМИ-011 был рекомендован к серийному производству. Горьковскому автомобильному заводу было дано задание в 1950 г. изготовить первую партию таких амфибий, а в следующем году наладить их серийное производство. Приказом МАТП №101 от 24 мая 1950 г. были определены технические характеристики этой амфибии. Однако они выпускались на Горьковском автомобильном заводе под маркой ГАЗ-011 только с 1952 по 1953 год. За этот период их было выпущено около 100 экземпляров.
К сожалению, автомобили АР-НАТИ не сохранились, а вот ГАЗ-67Б до наших дней дожило ещё немало. Их часто можно видеть на выставках и парадах старинных автомобилей, а один из них, а также амфибия ГАЗ-011 представлены в экспозиции транспорта в Политехническом музее.