Главная | Карта сайта | ДВС | Краны | Автосервис | ТО | КП | Статьи

Tatra 87

Tatra 87

Я родом из города Каунас, расположенного в центре Литвы, на слиянии рек Нямунас и Нерис. Город своеобразный, и жители его - тоже. Одной из отличительных черт каунасцев, проявившихся ещё с послевоенных лет, является непреодолимая тяга к автомобилям. Поэтому уже в 1970-х гг. Каунас слыл в СССР одним из наиболее автомобилизированных городов страны. А так как автомобилей в СССР вообще-то было мало, каунасцы ухитрялись привезти в свой город самые разные машины со всех концов необъятного государства. На улицах часто встречались легковушки как довоенных, так и первых послевоенных лет, произведенные в разных странах и потом всевозможными путями попавшие в мой родной город. В шестидесятых годах прошлого века одним из самых необычных автомобилей в Каунасе была окрашенная в вишнёвый метал лик каплеобразная машина с тремя фарами спереди и вертикальными «плавниками» на покатой «спине». Эмблема на переднем капоте была сбита. И только найдя в библиотеке три объёмистых тома с рассказом о путешествии через всю Африку двух молодых чехов - Мирослава Зикмунда и Иржи Ганзелки, я понял, что за чудо ездит по улицам Каунаса. Это была Tatra 87 с двигателем воздушного охлаждения V8, расположенным сзади. В то время она была единственной машиной этой марки в Литве, причём находилась в частных руках.

Tatra 77
История обтекаемых автомобилей Tatra началась в тридцатых годах прошлого века в г. Копривнице. Именно здесь 5 марта 1934 г. главный конструктор старейшего в Восточной и Средней Европе автозавода Ганс Ледвинка (Hans Ledwinka) официально представил революционную новинку. Это был большой легковой четырёхдверный автомобиль с обтекаемым, почта каплеобразным кузовом и двигателем воздушного охлаждения типа V8, расположенным в заднем свесе. Так «появилась на свет» концепция, изменившая понятие автомобилистов о том, каким должен быть легковой автомобиль и долго -до начала семидесятых - господствовавшая во многих странах Европы.

Tatra 87
Автомобиль, названный Tatra 77, стал первым в целой гамме похожих внешне и близких конструктивно легковых Tatra моделей «87», «97», «107» (последняя в серии получила индекс «600») и «603».
Наиболее заметной считается Tatra 87, производившаяся в Копривнице с 1936 по 1950 год. И не только потому, что этот пятиместный седан с восьмицилиндровым двигателем мощностью 75л.с. развивал скорость 160 км/ч которой в те годы могли похвастаться далеко не все спортивные автомобили. И не потому, что при такой скорости для удержания автомобиля на дороге конструктору пришлось прибегнуть к нестандартному решению - установить сзади вертикальный киль-стабилизатор. Легендой автомобилизма Tatra 87 стала после уже упоминавшейся поездки через всю Африку. В трудные послевоенные годы успешно преодолеть дикие тогда просторы Африки да ещё на автомобиле, предназначенном для скоростных поездок по автомагистралям, тогда действительно было подвигом. После этого беспримерного пробега серебристая Tatra заняла постоянное место в экспозиции музея завода.

Tatra 603/3
Но она здесь не одна такая - в киоске сувениров, расположенном в холле музея, посетители могут приобрести уменьшенную ровно в 43 раза её копию. Модель закреплена на постаменте с надписью «Tatra 87 Z+Н» и защищена прозрачной крышкой. Модели эта в музей поставляет небольшая фирма «Bohemia models», основанная в г. Хотешов моделистом Хынеком Кноппом (Hynek Кпорр).
Модель выполнена по традиционной технологии для малосерийных моделей - отлита из смолы. Производители всё внимание уделили внешности модели, поэтому она выглядит действительно отлично - качественная покраска, ровная поверхность кузова, отлично сохранённые пропорции. Смоделирована даже блестящая хромированная накладка вдоль переднего капота. Стёкла передних фар имитированы металлическими кругляшами с прорезями (технология «фототравление»), нанесенными на корпуса фар. Но... вот эти корпуса чуть короче, чем должны быть, отсутствует сдвижной люк на крыше.
Салон - уже несколько грубее. Руль есть, сиденья на месте, но качество уже не то, что у кузова. А днище автомобиля - просто грубый плоский кусок пластика без малейшего намёка на узлы подвески и трансмиссии.

Tatra 600
Ну а главным недостатком модели является резко суженная колея задних колёс. Хотя оправдание у изготовителя есть - задние колёса на «живом» автомобиле закрыты тонкими щитками, которые воспроизвести при литье кузова из смолы в модели не представляется возможным...
Вторая (хронологически - первая, т.к. запущена в производство значительно ранее) модель Tatra 87 уже много лет выпускается модельной фирмой Wiking в масштабе 1:87. Немцы привыкли считать Tatra немецкой маркой - как никак она создана конструкторами немецкого происхождения, да и г. Копривнице в 1938-1945 гг. входил в состав Третьего Рейха. Wiking очень хорош и выполнен даже точнее, нежели куда более крупная чешская модель. У неё и фары как надо, и люк на крыше есть, и имитация ходовой части, ближе к оригиналу и проёмы боковых окон.
Обе описанные модели представляет модификацию Tatra 87, производившуюся до 1948 г. с торчащими вперёд наподобие металлических кружек цилиндрическими корпусами фар. А автомобиль из Каунаса имел фары, «утопленные» в более сильно «раздутых» передних крыльях и слегка изменённую облицовку. Говорят, именно на таких Tatra’x выпуска 1949-1950 гг. разъезжали оперативники МГБ... Но пока модель такого варианта «77-й» никто не выпускает.