Главная | Карта сайта | ДВС | Краны | Автосервис | ТО | КП | Статьи

CITROEN DS - «Богиня» в металле

CITROEN DS

Если произнести вслух французское слово «deesse», которое означает «богиня», получится «десо. Примерно так же произносятся и две буквы DS, указывающие на то, что это самая выдающаяся модель фирмы Citroen, и одна из наиболее интересных машин автомобильной истории... Не зря на улицах французских городов за этим автомобилем прочно закрепилось прозвище «Богиня».
В1955 г в автомобильном мире уже ходили слухи о том, что фирма Citroen представит на Парижском автосалоне свою новую модель среднего класса, которая должна будет заменить выпускающийся уже двадцатый год великолепный, но изрядно устаревший Traction Avant и множество его модификаций.
Но то, что появилось на стенде кампании в день открытия автосалона намного превзошло даже самые смелые ожидания... Миру явилась «богиня в наряде от кутюр».
Говоря более приземлённым языком — Citroen DS19, автомобиль в котором необычно было абсолютно всё! Начиная от кузова, дизайн которого был разработан известным маэстро Фламинио Бертони (желательно не путать с Нуччо Бертоне), и заканчивая односпицевым рулем.
Модель своим появлением опередила время почти на двадцать лет. Не зря один из известных английских журналистов писал, что на Парижском Автосалоне 1955 г был представлен только en DS на фоне чего-то там ещё.

CITROEN DS


В дни первых поездок пробных экземпляров на улицах Парижа собирались толпы зрителей, целые демонстрации. Подобно проезду какой-либо знаменитости, кортеж из трёх Citroen DS вальяжно катился по центру города сопровождаемый удивленно-восторженной толпой зевак.
За первые сорок минут работы салона было получено более семисот заявок на приобретение этой модели, а к концу первого дня выставки уже 12000 «жаждущих» ждали свою «богиню».
Кстати своё прозвище эта машина оправдывала не раз. Вот, пожалуй, самый примечательный случай. Любимец народа президент Франции генерал Шарль Де Голь 22 августа 1962 г проезжал по одному из предместий Парижа на самом обычном черном DS19. Внезапно дорогу перегородили два автомобиля, из которых был открыт шквальный огонь по машине президента. Пули сразу пробили передние колёса, но не растерявшийся водитель резко нажав на педаль газа, объехал машины террористов и на большой скорости покинул зону обстрела. Всё бы хорошо — классный водитель, немного удачи, вот только позднее эксперты, полностью изучив обстановку происшествия, пришли к единогласному выводу о том, что при выполнении этого манёвра на спущенных колёсах любой автомобиль (из выпускаемых на тот момент в мире) неминуемо перевернулся бы...
Как говорилось выше, в этой машине было необычно абсолютно всё. Самые невероятные решения, не поддающиеся трезвому разуму, соседствовали друг с другом. Более того все они создавали ощущение небывалой гармонии, начиная от двух-объёмного кузова седан с футуристической, как будто сползающей назад крышей, панелью приборов от летающей тарелки, закрытыми задними колёсами, потрясающей линией капота вплоть до оригинальной светотехники. Но настоящий шок наступал после того, когда становилось известно о технических решениях, применённых в DS.
Автомобиль как будто «лежал на земле», опустившись на брюхо, но в момент запуска двигателя плавно поднимался, причём высота дорожного просвета зависела лишь от желания водителя. Причина подобного чуда таилась во впервые примененной гидропневматической подвеске. Опирающийся на бачки с азотом, вместо традиционных пружин, автомобиль достигал практически любого дорожного просвета, небывалой даже у лимузинов плавности хода, причём как на идеальной трассе, так и по бездорожью. Подняв кузов на максимальную высоту можно было поменять колесо без применения домкрата, проехать на трёх колесах, одолеть канаву или ступеньку, которая бы по силам лишь Land Rover! Полуавтоматическая трансмиссия с рычагом на рулевой колонке имела гидравлический привод механизма переключения передач. Педаль сцепления отсутствовала. Автомобиль был оснащён редкими в то время гидроусилителем руля и усилителем тормозов. Первый вариант Citroen DS19 показан на рис. 1 и 2. Единственное, что напоминало в нём обычный Citroen, был, доставшийся в наследство от Traction Avant, модернизированный двигатель объёмом 1911 см3 и мощностью в 75л.с. Но, благодаря потрясающей аэродинамике нового кузова и революционной подвеске, «богиня» легко разгонялась до 150 км/ч. Показатель для 1955 г очень серьёзный.
С момента начала производства DS19 покорил сердца множества людей самых разных сословий и рода деятельности. Им пользовались президенты, министры, кинознаменитости, секретные службы, полиция, бандиты и таксисты. Автомобиль стал героем множества кинофильмов.
К 1957 г мелкие недочёты и детские болезни были устранены. А за год до этого—в 1956 г — появился упрощенный вариант автомобиля — Citroen ID19 (рис. 3) без гидроусилителя руля, с двигателем мощностью 66л.с., механической коробкой переключения передач, незатейливой отделкой салона и менее яркими деталями кузовного декора. Машина предназначалась в основном для таксистов, государственных служащих и консерваторов, боявшихся технических новинок.
В 1958 г появляется универсал на удлинённой базе под названием Safari, отличающийся просто невероятной вместительностью, а в 1960 г знаменитый французский кузовостроитель Анри Шапрон выпускает роскошный двухдверный (рис. 5) кабриолет с мягким откидным верхом. Стоит отметить, что первоначально фирма Citroen отказалась продавать кабриолеты Шапрона через свою дилерскую сеть, но через насколько лет конфликт был улажен, и в салонах по всему миру можно было приобрести практически любой вариант автомобиля.
К1965 г автомобиль получил более мощный (100л.с.) двигатель объёмом 2175 см3. Модель приобрела и другой индекс—DS21.
В 1967 г автомобиль претерпел лёгкий стайлинг за счёт новых передних крыльев и интереснейшей светотехники, которая поворачивалась вместе с передними колёсами (рис. 6), машина стала ещё обаятельней. Но на этом фирма Citroen не остановилась — она постоянно совершенствовать свой автомобиль почти ежегодно. Вот наиболее значительные вехи в развитии модели:
1969 — появилась система впрыска топлива;
1970—началась установка пятиступенчатых коробок передач;
1971—в качестве дополнительного оборудования по заказу можно было установить автоматическую коробку передач;
1972 — начало производства модели DS23 с новым двигателем объемом 2347 см3, мощностью 115 или 130л.с.;
1973 — выпущены первые лимузина на базе удлиненной версии Ralas.
К моменту снятия модели с производства в 1975 г было выпущено почти 1,5 млн экз. DS в различных вариантах, а к его 50-летнему юбилею в Париже открылась специализированная выставка, посвященная этому культовому автомобилю. В наши дни Citroen DS является желанным и дорогостоящим экспонатом любой коллекции, хотя иногда их ещё можно встретить на улицах европейских городов и даже в Москве.
Стоит отметить, что DS неоднократно принимал участие во многих ралли-рейдах, причём небезуспешно, но это уже другая история, к которой мы ещё вернемся...