Главная | Карта сайта | ДВС | Краны | Автосервис | ТО | КП | Статьи

Пожарная техника 1950-х годов

Автоцистерна ПМЗМ-1

К середине прошлого столетия в нашей стране наблюдался неслыханный подъём в развитии почти всех отраслей народного хозяйства. Заводы и фабрики, построенные после войны, начинали работать с максимальной отдачей. Парк автотехники ежегодно пополнялся новыми моделями автомобилей. Шагая в ногу со временем, не отставали от жизни и разработчики пожарной техники. Нужно отдать должное Московскому заводу пожарных машин (Миусский завод), который первым реагировал на появление новых шасси, пригодных для изготовления пожарной техники. Специально для московской пожарной охраны на шасси автомобилей ЗИС конструкторами завода были разработаны автоцистерны и автонасос. Автомобили имели обтекаемый кузов с хромированными молдингами, ручками дверей, подножками и бамперами, выгодно отличавшими их от своих собратьев. Для охлаждения двигателя на автомобили установили дополнительные жалюзи. Автоцистерны ПМЗМ-2 и ПМЗМ-З, выполненные на шасси ЗИС-150П и ЗИС-151П с форсированными двигателями, могли доставлять 7 чел. личного состава к месту пожара на скорости до 60 км/ч. Длина автомобилей составляла 7020 мм и 8190 мм соответственно. Автонасос ПМЗМ-1(150П) по конструкции и отделке кузова был похож на автоцистерны. Его вместимость составляла 11 чел., а максимальная скорость достигала 70 км/ч.

Автоцистерна ПМЗМ-2


Прилукский завод предложил первую в СССР пожарную автоцистерну повышенной проходимости на шасси ЗИС-151. ПМЗ-13 была создана в 1954 г. и предназначалась для населенных пунктов с просёлочными дорогами. Кузов ПМЗ-1Э устроен также как кузов ПМЗ-9М, с той лишь разницей, что между тумбами на кузове ПМЭ-13 установлена цистерна, а внутри неё бак для ценообразования (ёмкость цистерны 2000 л, пенобака -135 л). На автоцистерне установлена катушка первой помощи со шлангом и примкнутым к нему стволом. В заднем отсеке установлен центробежный насос ПН-25А. Кабина боевого расчёта 4-местная с жёстким откидным сиденьем, под которым расположен ящик для пожарно-технического вооружения. По сравнению с автоцистернами на шасси ЗИС-150 на ПМЭ-13 была изменена система выхлопа. В связи с опасностью перегрева в летнее время правого бензобака и коробки передач на автоцистерне был предусмотрен помимо обычного и передний выхлоп, который включался из кабины водителя небольшим рычажком.

Автонасос ПМЗМ-3


В 1955 г. на смену ПМЗ-9М и ПМЗ-10М Прилукский завод выпустил автоцистерну ПМЗ-17 и автонасос ПМЗ-18, которые имели улучшенное тактико-техническое вооружение. На автомобилях установили насос заднего расположения ПН-30 с повышенной (до 30 л/сек) производительностью. До конца 1959 г. эти автомобили собирали на шасси ЗИС-150, а затем, после начала производства ЗИЛ-164, изменили и базовое шасси. Кузова этих машин имели некоторые отличительные особенности. Двери кабины боевого расчета с опускающимися стеклами стали несколько шире. Одностворчатые двери отсеков открывались вверх и фиксировались металлическими ограничителями. Задняя дверь насосного отделения также открывалась вверх и имела смотровое окно. Кабина бойцов и насосное отделение обогревались батареями, работающими от выхлопных газов двигателя. Ёмкость бака для воды у ПМЗ-17 была увеличена до 2150 л, а запас пенообразователя - до 150 л. Кузов автоцистерны состоял из цельнометаллической закрытой трёхместной кабины водителя, закрытой четырёхместной кабины боевого расчета и кузова для размещения насосного отделения и другого вооружения. В отличии от автоцистерны с правой и левой сторон переднего отсека автонасоса ПМЗ-18 устанавливали по одной рукавной катушке, рассчитанной для намотки трёх рукавов диаметром 66 мм. При необходимости катушки можно было снимать. Устанавливаемый на автонасосе бак для пенообразователя имел ёмкость 465 л. Сзади на автонасос устанавливалась съёмную рукавная катушка, на которую наматывали семь рукавов диаметром 66 мм.

Автоцистерна ПМЗ-13


В 1957 г. на Торжокском заводе противопожарного оборудования была выпущена первая автоцистерна тяжёлого типа АЦ-45(205) - мод. ЦА. Через некоторое время она была модернизирована и получила индекс - мод. ЦБ. Отличались эти машины только баком для ценообразования, который устанавливался только на мод. ЦБ. Цистерны имели одинарную 3-местную кабину. Автомобиль имел оригинальный, непривычный для «пожарок» 1950-х гг. интерьер - всасывающие рукава, обычно размещавшиеся в пеналах на крыше машины, укладывались в специальные ниши кузова, поэтому традиционных «труб» на крыше не было. На автоцистерну устанавливался центробежный насос ПН-45. Благодаря сравнительно высокой грузоподъёмности и отсутствию двухрядной кабины цистерна имела ёмкость в 5000 л. Однако резвым назвать этот автомобиль было нельзя - максимальная скорость составляла всего 52 км/ч.

Автоцистерна ПМЗ-17


В 1960 г. Прилукским заводом была изготовлена серия автоцистерн ПМЗ-53 с металлическими кузовом и кабиной. Автомобиль комплектовался насосом ПН-ЗОК, Ёмкость цистерны - 1950 л. На задней стенке кузова автоцистерны первых выпусков было установлено крепление для съемной рукавной катушки РК-3, на которую наматывали семь прорезиненных рукавов. На более поздних АЦ-30(164) мод. ПМЗ-53А задняя съёмная рукавная катушка не устанавливалась. В дальнейшем автоцистерны выпускались на шасси ЗИЛ-164А. По сравнению с ПМЗ-17 эта автоцистерны имели следующие преимущества: кабина боевого расчёта и кузов стали цельнометаллическими; бак для воды получил усиленную конструкцию; на автоцистерне установили фары - противотуманную и заднюю, для освещения места забора воды у водоёма; установили модернизированный насос ПН-ЗОК. В остальном автоцистерна ПМЗ-53 отличий от ПМЗ-17 не имела. После дальнейшей модернизации (увеличение ёмкости баков для воды до 2100 л и пенообразователя до 150 л), повлекшей за собой увеличение полной массы машины до 8270 кг, конструкторам удалось уменьшить габаритную длину автоцистерны до 6930 мм. Этой машине был присвоен индекс ПМЭ-53А. Выпуск автоцистерн ПМЗ-53А был прекращен в 1968 г.

Автонасос ПМЗ-18


В 1961 г. Торжокский завод начал выпуск модернизированной автоцистерны АЦ-30(205) -ЦГ. Модернизация коснулась кузова и пожарного насоса. На автомобиль уже не устанавливали кабину с плавными обводами, а брали стандартную от базового шасси. Кузов также стал больше походить на бензовоз, хотя красный цвет и противопожарное оборудование на крыше говорили о его назначении. В отличие от своего предшественника модель АЦ-30(205) -ЦГ имела лафетный ствол для подачи воды, установленный на крыше. К тому же машину стали комплектовать современным пожарным насосом ПН-ЗОК.

Автоцистерна ПМЗ-53А


В 1962 г. на Прилукском заводе начали производство пожарного автонасоса ПМЗ-52. По внешнему виду автонасос почти не отличается от ПМЗ-18 - на ПМЗ-52 был иначе устроен левый пенал, в котором укладывали всасывающий рукав с присоединённой к нему сеткой. Кузов и кабина боевого расчета - цельнометаллические. Водитель мог общаться с боевым расчетом, находящимся в смежной кабине, через разделяющее эти кабины окно в перегородке. В сквозном переднем отсеке кузова устанавливалась мотопомпа М600 и были сделаны крепления для четырёх съёмных рукавных катушек. Бак для пенообразователя ёмкостью 400 л был расположен в средней части кузова.
На смену автоцистерне АЦ-30(205) -ЦГ, выпускаемой в Торжке, в 1963 г. пришла модель АЦ-30(205)
ЦГ-А. Этот автомобиль сохранил внешний вид и характеристики предшественника, но не комплектовался лафетным стволом.

Тяжёлая автоцистерна АЦ-30(205)-ЦГА


Варгашинский завод на шасси полноприводного автомобиля ГАЗ-63 с середины 1950-х гг. начал выпускать автоцистерну ПМГ-19. На этой модели завод впервые установил свой отличительный знак - большие хромированные буквы «ПМГ-19» по диагонали на облицовке радиатора. Закрытые кабина боевого расчёта и кузов автоцистерны имели деревянный каркас, облицованный листовой сталью. В заднем отсеке кузова установили одноступенчатый центробежный насос ПН-20. Боковые одностворчатые двери открывались вверх.

Автоцистерна ПМГ-19


Этим же заводом для небольших промышленных предприятий, а также для доставки к месту пожара в сельской местности минимального количества противопожарного оборудования и воды в 1962 г. были созданы автоцистерны упрощенной конструкции АЦУ-20(51 А)-60А и АЦУП-20(63)-60, которые имели стандартную двухместную кабину. Недостающее количество членов боевого расчёта автоцистерны пополнялось членами добровольных пожарных дружин населённого пункта или предприятия. За счёт исключения кабины боевого расчета и уменьшения количества противопожарного оборудования, объём возимой воды был увеличен до 1550 л.

Автоцистерна для сельских дружин АСУ-20(51А)-60А

Цельнометаллический сварной насосный отсек располагался за цистерной и обогревался теплом выхлопных газов двигателя, проходящих через специальную батарею, расположенную под насосом. На задней торцевой стенке бака имелось два фланца крепления трубопроводов насоса для наполнения бака водой и забора воды из него. В насосном отделении устанавливался насос ПН-20 Л. За кабиной с левой и правой сторон автоцистерны на кронштейнах устанавливали два цельнометаллических ящика, каждый из которых был разделён на два отсека для размещения пожарно-технического вооружения. Оба ящика снабжались замками и ограничительными упорами.
В 1962 г. на предприятии был налажен выпуск автоцистерны ПМГ-36 на шасси ГАЗ-51 А с цельнометаллическим кузовом - первой серийной машины подобного типа варгашинского завода. Как и на многих машинах того времени, цистерна ёмкостью 1100 л была расположена в средней части шасси, а 50-литровый пенобак, как и положено, над насосом. Через заднюю дверцу, снабжённую смотровым окном, можно было контролировать работу насоса ПН-20. Автомобиль, рассчитанный на 5 чел. боевого расчёта, был оборудован фарой-прожектором, мигающей фарой, а также фарой для освещения места установки автоцистерны у источника забора воды. Кузов двух-тумбовый с пятью отсеками, имеет по две, поднимающиеся кверху, двери с замками и упорами. ПМГ-36 выпускалась до 1968 г.

Автоцистерна для сельских дружин АЦУ-20(63)-60


В 1963 г. после некоторой модернизации ПМГ-19 (установлен насос ПН-20Л, увеличена ёмкость бака для пенообразователя на 55 л, незначительно увеличены габаритные размеры) автоцистерне был присвоен индекс ПМГ-19М. Автоцистерна в отличие от предшественницы, была оборудована цельнометаллическим кузовом.

Автоцистерна с цельнометаллическим
кузовом ПМГ-36


Начало 1960-х гг. становиться переломным моментом у производителей пожарной техники. К этому времени закрываются два завода по выпуску пожарных машин - Грабовский и Московский. Производство новой техники сосредотачивается на оставшихся трёх - Варгашинском, Прилукском и Торжокском заводах. Тогда же для обозначения новых типов пожарной техники вводятся новые правила. Новая система обозначения пожарных автомобилей была разработана Центральным научно-исследовательским институтом противопожарного оборудования. Была введена их специальная маркировка - начальные буквы обозначали вид автомобиля, цифры после букв - главные параметры, в скобках указывался номер модели базового автомобиля. Часто указывалась ещё и модель, принятая на предприятии. Так, например, автоцистерна ПМЗ-17 согласно новым правилам, получила название АЦ-30 (164) - 17.