Главная | Карта сайта | ДВС | Краны | Автосервис | ТО | КП | Статьи

Сравнение моделей

Сегодня мне хотелось бы обратиться к довольно интересному процессу, занимающему каждого коллекционера моделей - их сравнении.
Сейчас, когда на рынке достаточно много производителей моделей каждый раз при приобретении какой-либо из них сталкиваешься с проблемой выбора - предложение одинаковых копий автомобилей от разных производителей довольно обширно
Основными в решении данной дилеммы являются следующие аргументы.
Первый. Приверженность определённому производителю. Коллекционирование это хобби, т.е. занятие «для души», а вот к какой фирме-производителю моделей лежит эта самая душа и определяет желание приобрести модель или нет. Так, например, в Санкт-Петербурге один очень уважаемый мною коллекционер поставил себе на полку модель Renault R16 производства Corgy Toys начала 1970-х гг., но при этом он пренебрёг такой же моделью от Minichamps, причём аргументация была очень проста: «У меня была такая в детстве, и я её разбил». Другой мой знакомый коллекционер с приличным стажем выбрал за основу коллекции модели фирмы Matchbox, хотя не пренебрегает и моделями других производителей. Так вот приобретя за бешеные деньги Aston Martin DB4 от Matchbox, он с лёгкостью избавился от модели производства Vitesse, которая, к слову сказать, детализирована гораздо лучше и производит намного более благоприятное впечатление. Вообще-то коллекции, основанные на принципе одного производителя, встречаются достаточно часто.
Второй, не менее важный при выборе модели аргумент, это её соответствие оригиналу. Мы все знаем, что собиратели делятся на коллекционеров моделей автомобилей и на коллекционеров моделей автомобилей. То есть приоритеты в подборе коллекции разделяются достаточно чётко. В этой статье мы поведём рассказ лишь о тех, кто в основу своей коллекции ставит максимальное повторение копией оригинала, то есть реального автомобиля.
Одним из основных критериев при выборе моделей для коллекционирования является их масштаб. За всю мою достаточно долгую коллекционную деятельность я лишь раз в жизни встретил серьезного собирателя моделей, для которого масштаб был просто не важен. Это ныне здравствующий и активно собирающий модели единомышленник из Санкт-Петербурга, посвятивший всю свою коллекцию автомобилям Формулы-1, причём абсолютно всех масштабов.
Наиболее распространенными среди коллекционеров автомобильных моделей масштабами являются 1:43, 1:18, 1:72. Более 85% моделистов всего мира привержены этим масштабам, причём более половины из них 43-му. Так вот, говоря о 43-м масштабе, следует отметить, что для многих коллекционеров одним из основных критериев выбора той или иной модели является точность уменьшения модели от её прототипа ровно в 43 раза. К сожалению многие фирмы в коробки с надписью «зса1е 1:43», вкладывают модели, лишь приблизительно соответствующие указанному масштабу, что возможно красиво, но для большинства серьезных коллекционеров совершенно недопустимо. Наглядный пример тому модели фирмы Сагагата. Поле нескольких лет выпуска довольно посредственных моделей в 2004 г. появилась довольно неплохого качества целая серия классических и современных автомобилей на которые стали обращать внимание многое маститые коллекционеры. Тут-то и началось самое интересное. Дотошнейшие из наших коллег, обложившись справочной литературой, начали промерять модели и выяснили, что некоторые, вполне приличные на вид модели, не имеют ничего общего с 43-м масштабом. Другие же - полностью ему соответствуют. Что и породило дефицит одних и не ликвидность других моделей одной и той же серии.
Закончив с масштабным фактором, перейдём к другим, не менее важным, условиям соблюдения сходства с оригиналом.
Одним из самых больных мест многих моделей являются колёса. Мало того, что даже у некоторых высококачественных моделей встречаются колёса с немасштабным диаметром (например, модель Р1АТ 850 от 1Х0-АЬТАУА у которой колёса по размеру достойны крупного джипа), зачастую диски колёс, колпаки на них, ширина и профиль покрышки бывают взяты неизвестно откуда. Несколько десятков лет назад большинство фирм выпускали модели на унифицированных колёсах (многие коллекционеры со стажем помнят модели Сог§1 Тоуз и Ыогеу на так называемых «пуговицах»). При чём на них выпускали как спортивные автомобили, так и грузовики с автобусами. В наше время практически только игрушечные автомобильчики выпускаются на одинаковых колёсах. Тем не менее, существует ряд моделей старых фирм, повторяющих выпуск, не изготавливаемых до настоящего времени ни кем другим моделей, вид которых омрачён лишь стандартными для них всех колёсами. Яркий пример тому старая серия моделей фирмы Сог§1 Тоуз! До сих пор никто не выпустил такие модели английских «классиков», как Магсоз Мапйзз, Адатз Вгоз. ргоЬе 2, Мш Магсоз. Эта проблема, в общем-то, поправима. Сейчас существует ряд фирм-производителей модельных аксессуаров, которые выпускают колёса для различных автомобилей в 43-м масштабе, но продукция их встречается редко и она довольно дорога.
Ещё одним важным фактором похожести модели и прототипа является качество литья кузова. Сохранить пропорции кузова и соотношение длина - высота - ширина в соответствии с оригиналом довольно сложно. К сожалению не все модели, которые отлично смотрятся, точно повторяют пропорции кузова настоящего автомобиля. Например, модель ЬАОА 1200 (ВАЗ-2101) от 1X0 просто прекрасна визуально, но абсолютно неправильно передаёт пропорции реального автомобиля. Другая крайность - модели фирмы 8оШо конца 1970-х начала 1980-х гг., которые неаккуратно окрашены, имеют минимальную деталировку с абсолютно не проработанными салонами, но!!! практически идеально повторяют пропорции кузова прототипа!
Не мало важным фактором является и наличие мелких деталей, наличие или отсутствие которых сильно влияет на сходство модели и оригинала. Здесь снова сталкиваешься с проблемой выбора: покупать или нет прекрасно отлитую модель солидного производителя, но с дворниками, отлитыми воедино с лобовым стеклом или с кузовом, на котором отсутствуют зеркала и молдинги не металлизированы. Великолепной иллюстрацией этого служат модели фирмы ВгоокНп. Несравненно отлитые из тяжёлого металла великолепно окрашенные кузова с молдингами, окрашенными в цвет кузова и, зачастую, не обременённые такими важными атрибутами, как дворники и зеркала и при всём при этом на достаточно качественных колёсах. Точно такими же недостатками страдают и модели фирмы Кех Тоу§, не говоря уже о столь любимых автором старых моделях 8оШо из серии «Золотой Век».
Надо отдать должное 8оШо, начиная с середины 1990-х гг. даже модели старого ряда приобрели вполне сносную деталировку, не говоря уже о новинках, которые своим качеством вернули признательность коллекционеров к продукции этой фирмы.
Имеется три варианта решения данной проблемы:
- смириться и поставить модель на полку такой, какова она есть. Так часто делают коллекционеры Моделей, а не Автомобилей, или придерживающиеся мнения, что модель должна быть такой какой её выпустили и не важно что она не очень похожа на оригинал;
-отказаться от приобретения данной модели и приобрести модель этого автомобиля от другого производителя или ждать её появления с более качественной деталировкой, что не всегда возможно;
- и, наконец, довести эту модель до приемлемого качества.
На последнем варианте стоит остановиться подробнее. Ранее многие считали, что вмешиваться в заводскую модель не приемлемо, но сейчас всё большее количество коллекционеров прибегает к конверсии. Стали появляться отдельные умельцы и целые мастерские, занимающиеся конверсией моделей определённых фирм, как правило, 8оШо, ВгоокЦп, Вгитт, К10. Причём конверсия бывает от самой поверхностной (металлизация или нанесение хрома на молдинги, ручки, петли дверей) до полной (перекраска и проработки салона, добавление зеркал, антенн, дворников). На фото 1 и 2 видна разница между двумя моделями СадШас 452А от 8оШо. На фото 1 изображена стандартная модель, а на фото 2 - конверсия фирмы 8-ЬИХ из Бремена. Как видим, модель полностью перекрашена, добавлены дворники, проведена имитация кожи тента и свернутого сзади верха, добавлена эмблема, частично проработан салон.
Ну, а теперь о единственном критерии выбора моделей, который зависит не от пристрастий, а от возможностей - это цена. Ведь приобрести ЬоШ§ Еигора можно и за 35-40 долл. (КуозЬо), и за 5-6 (Сагагата).
Но что ставить в коллекцию - решать только вам самим.