Главная | Карта сайта | ДВС | Краны | Автосервис | ТО | КП | Статьи

Ford G8T  «Фермер» на фронте

Ford G8TНельзя сказать, что автомобильная промышленность ведущих стран мира в тридцатые годы прошлого века не занималась разработкой и производством автомобилей для армии. В те годы появилось немало очень интересных в техническом плане и великолепно выглядевших на манёврах и военных парадах автомобилей. Но вот грянула Вторая мировая война, и весь этот парк армейских вездеходов стал прямо на глазах «таять». Воюющие европейские страны мобилизовали гражданские автомобили, но и это не помогло - потери автотранспорта превышали его поступления из заводов и гражданского сектора. И тогда противостоящие агрессорам страны - Великобритания и Франция обратились за помощью к «автомобильной сверхдержаве» - США. Но к началу войны фирмы США специальных армейских автомобилей не производили, поэтому за океан в виде первостепенной помощи были направлены обычные коммерческие грузовики, имевшие лишь самые минимальные изменения в конструкции - защиту фар, приспособленные для перевозки солдат кузова с тентами, шины повышенной проходимости. Однако в первых партиях поставок в Европу фордовских грузовиков не было. Военные не пожелали иметь в своем парке автомобили с подвеской на поперечной рессоре, двигателями У-8 и другими нестандартными техническими решениями, которых упрямо придерживался Генри Форд. Если для фермеров, для которых Ford делал основную массу грузовиков, это особого значения не имело, то в войсках любые нестандартные решения при неопытности большинства армейских водителей могли обернуться серьёзными проблемами.
Лишь успех конкурентов - Chevrolet и Dodge к 1940 г. заставил Г. Форда отчасти изменить конструкцию - модель Ford 2G8T получила переднюю подвеску с 2-мя продольными полуэллиптическими рессорами и рядный шестицилиндровый двигатель (3700 см3, 90л.с./об. мин). Длиннобазный (база - 4010 мм) грузовик с высокобортным кузовом предназначался в первую очередь для фермеров, но война внесла свои изменения - «форда» после незначительных изменений признали годным для службы в войсках в качестве 1,5-тонного грузовика общего назначения типа 4х2. Внешность его осталась сугубо гражданской, он не имел даже буксирного приспособления - заменён был лишь кузов да ещё установлен дополнительный топливный бак. Окрашенные в защитный цвет, «форды», разобранные на агрегаты, поплыли через Атлантику, сперва в Великобританию, а потом, в конце 1941 г. - и в северные порты СССР. Позднее они поставлялись и в Австралию.
Австралийский вариант без боковых стёкол В войсках первые сотни Ford 2G8T появились уде во время битвы за Москву. Водители Краской Армии встретили «американцев» с понятным восторгом. Это был автомобиль другого поколения, нежели привычные ГАЗ-ММ и ЗИС-5:
удобная цельнометаллическая кабина; мощный для автомобиля такого класса двигатель;
долговечное сцепление и четырёхступенчатая коробка передач;
гидравлические тормоза с вакуумным усилителем;
хорошая динамика, в том числе разгонная; высокая максимальная скорость (88 км/час); неплохая экономичность; большой запас хода;
удобство эксплуатации;
сильный свет фар (что, как и скорость, особенно ценили водители); хорошие ездовые качества.
Ford 2G8T под Москвой. Весна 1942 г. Но суровые будни войны в условиях Восточного фронта -довольно быстро выявили и ряд слабых мест в конструкции «фермера». Вот что мучило ездивших на Ford 2G8T военных шоферов:
неудачное горизонтальное расположение прерывателя-распределителя на крышке распределительных шестерён - неудобно в эксплуатации, при отрыве ремня повреждается крышка, а из-за слабых пружинок её крепления она часто соскакивает на ходу;
большая длина всасывающей трубы масло-насоса, оказывающей значительное сопротивление всасыванию. После запуска двигателя масло не сразу подается к насосу, особенно после продолжительной стоянки. Отсюда преждевременный износ;
неудачное расположение аккумулятора под капотом вблизи передней оси - тряска и толчки, ослабление креплений, разрушение корпуса, пластин, выпаривание электролита и течь его, размягчение мастики;
массовый обрыв и срез болтов крепления кронштейнов передней опоры двигателя из-за неплотного прилегания к плоскостям картера, отсутствие обработки нижних торцевых плоскостей головок болтов и шайб, недостаточный диаметр болтов крепления;
неудачное расположение трубопроводов гидропривода тормозов на задней части картера ГП - при движении задним ходом они сминаются и рвутся.
Ford G8T летом 1944 г. в Румынии И это только часть тех крупных и мелких неполадок, выводивших «форды» из строя в самый неподходящий момент. Рассматривая эти проблемы с позиций сегодняшнего дня, можно утверждать, что в автомобиле Ford 2G8T и его улучшенной модификации Ford 2G8T образца 1943 г. ярко проявились свойственные Г. Форду черты технического авантюризма, желание сделать не так, как у других, иногда вопреки здравому смыслу. При традиционно хорошей динамике (вспомните Ford A, Ford AA), высокой максимальной скорости и в ряде случаев неплохой проходимости фордовские машины отличались невысоким ресурсом двигателей, в том числе из-за применяемых на них ничем не оправданных технических решений, часто по принципу: пусть и плохо, но всё для своей машины делаю сам, в т.ч. карбюратор, бензонасос, систему зажигания и др. и наперекор другим (применяю только собственные конструкторские решения, пусть и не самые лучшие). Ford 6Правда, война многому научила Г. Форда (точнее заставила научиться), начиная с освоения 6-цилиндрового рядного двигателя (что он не делал с 1932 г. и поэтому отстал от передовых фирм в этом деле - потерял динамику и темп развития 6-цилиндровых двигателей) и кончая ликвидацией наиболее одиозных решений при переходе от 2С8Т на С8Т. Тем не менее, Г. Форд с упорством, достойным лучшего применения, сохранил свои фирменные, хотя и неудобные в эксплуатации решения, такие как нерегулируемые зазоры в клапанах (для чего приходилось выпускать в миллионных количествах очень нетехнологичные разъёмные направляющие втулки клапанов), отштампованные вместе с нижней головкой шатуна резьбовые шпильки крепления крышки (при довольно частом срезании их резьбы приходилось выбрасывать и шатун в целом). И так было ещё на Ford А. Но видно Г. Форд хладнокровно игнорировал этот негативный опыт. А может быть, он был слишком привязан к своей самобытной, никем не используемой технологии изготовления вышеприведенных деталей, а также стальных тонкостенных литых поршней, работающих не лучше алюминиевых, но которые, уже точно, другие фирмы делать не могли, да пожалуй, и не хотели. Тем не менее у Ford 6 было достаточно много современных и прогрессивных технических решений, идущих «в ногу» с решениями других фирм (например Dodge). Определённо на Ford 6 и особенно на его двигатель поглядывали на ГАЗе в 1944 г. при разработке ГАЗ-51. А ещё Ford славился неповторимостью своего внешнего облика, пусть и не технологичного, нередко непрактичного. Ford сразу можно было узнать внешне.
Тем не менее «форды» провоевали всю войну. На них солдаты Красной Армии въезжали в города освобожденной Европы, на них стремительно продвигались по дорогам Манчжурии.
В другом полушарии такие же «форды», только со срезанной верхней частью дверок или крышей, возили военные грузы через всю Австралию, высаживались на острова Тихого океана и побережье Юго-Восточной Азии. В США производство этого семейства грузовиков продолжалось вплоть до 1950 г.
Ford G8T Где-то в Европе В СССР пережившие боевые действия и не возвращённые американцам «форды» после войны были переданы в народное хозяйство. В Украине, например, большинство из них отдали колхозам. В Литве «форды» распределяли по разным фабрикам, артелям и организациям.
В строю, после войны «форды» долгие годы использовали моряки (возможно морская пехота) - машины были чистые, ухоженные, с изображением якоря на кабине.
На «гражданке» автомобили Ford 2G8T/G8T сохранились дольше, чем почти одинаковые Dodge WF32 и Chevrolet 4409. Возможно, влияние оказало сходство с предвоенными грузовиками ГАЗ, возможно, то, что «форды» собирались на конвейере ГАЗа, а потом в Минске советскими рабочими, а не иранцами, как «доджи» и «шевроле». К примеру, в г. Каунас последний Ford 2G8T списали лишь в 1968 г., когда из всей «ленд-лизовской» автотехники уже встречались только «студебеккеры».
Ford`ы английской армии в Италии. 1945 г. Надо сказать, что списанные «форды», по крайней мере в Литве, весьма часто служили как источник деталей для модернизации ЗиС-5. На шасси советского грузовика ставилась американская кабина, обрезанный по месту аллигаторный капот и укороченный фордовский кузов. В свое время по Каунасу ездили несколько десятков таких вот «зисофордов».
Производители моделей пока уделяют мало внимания этому достаточно популярному в сороковые-пятидесятые годы прошлого века грузовику. Известно лишь производимая в виде набора в Минске модель Ford 2G8T в «авиационном» масштабе 1:72.
Технические данные: вес - 2620 кг:
грузоподъёмность - 1500 кг (2000 кг на хорошей дороге): база - 4010 мм:
размеры - 647022102610 мм (с тентом): скорость - 88 км/час: запас топлива - 75 + 115 л.