Главная | Карта сайта | ДВС | Краны | Автосервис | ТО | КП | Статьи

Автомобили Великой отечественной войны

ГАЗ-55В годы Великой Отечественной войны вместе с воздушным, водным и железнодорожным транспортом важную роль сыграл и автомобильный. За это время автомобилями было перевезено 145 млн. т различных грузов. В этой статье мы расскажем об основных автомобилях Великой Отечественной войны.
В 30-е гг. ХХ в. самыми распространёнными грузовыми автомобилями в нашей стране были ГАЗ-АА Горьковского автомобильного завода. В быту, за свою грузоподъёмность их называли «полуторки». Первые «полуторки» сошли с заводского конвейера в январе 1932 г., а в апреле началось их серийное производство. Помимо Горьковского автозавода, эти автомобили собирали на Московском заводе имени Коммунистического Интернационала Молодежи. Изначально ГАЗ-АА имели кабины из дерева, но уже в 1933 г. кабины стали металлическими.
ЗИС-5 Автомобили ГАЗ-АА отличались простотой конструкции и эксплуатации. Топливо к двигателю подавалось самотёком. Нерегулируемые толкатели клапанов облегчали обслуживание двигателя. Привод тормозов - механический. Четырёхцилиндровый двигатель с нижним расположением клапанов мог работать на любом сорте бензина, а в жаркое время года даже на керосине. Среди других конструктивных особенностей этих автомобилей можно выделить алюминиевые поршни, сухое однодисковое сцепление, главную передачу с коническими косозубыми шестернями, карданный вал, заключённый в трубу. Интересно отметить, что ряд роликовых подшипников карданного вала, ступиц колёс и коробки переключения передач были навиты из стальной ленты.
Но при этом, «полуторки» имели и ряд недостатков. В частности, при больших нагрузках часто ломалась передняя рессора. Причинял неприятности промежуточный вал, соединяющий коробку переключения передач с карданным валом. Доставляла проблемы и сама коробка переключения передач.
В 1938 г ГАЗ-АА модернизировали: на них стали устанавливать более мощный двигатель, доработали рулевой механизм и усилили крепление задних рессор. Обновлённый вариант получил обозначение ГАЗ-ММ.
В том же 1938 г. на базе ГАЗ-АА началось производство санитарных автомобилей ГАЗ-55, главным конструктором которого был Ю. Сорочкин. Учитывая специфику работы этого автомобиля, на нём применили более мягкие рессоры с гидравлическими амортизаторами, в отделении для раненых установили калорифер и систему вентиляции. ГАЗ-55 мог перевозить либо двух сидевших на откидных сиденьях и четырех лежачих на носилках раненых, либо двух лежачих раненых на подвешенных носилках и пятерых сидячих на откидных сиденьях.
Когда началась Великая Отечественная война, на Горьковском автомобильном заводе начался выпуск оружия и боеприпасов. Но при этом продолжался выпуск и «полуторок» - они тоже были нужны фронту, однако в их конструкцию были внесены изменения. Кабины вновь стали деревянные, но с брезентовым верхом и без дверей. Штампованные крылья уступили место сварным, более простым в изготовлении. Тормоза были только на задних колёсах. Бампер и правая фара - отсутствовали. У кузова откидным был только задний борт. Эти изменения позволили снизить массу автомобиля до 1750 кг, что дало возможность повысить проходимость и преодолевать ледовые переправы.
Нельзя не сказать о трёхосной модификации «полуторки» - ГАЗ-ААА с колёсной формулой 6х4. Её выпуск начался в 1934 г. Впоследствии он стал первым отечественным автомобилем повышенной проходимости массового производства. Грузоподъёмность у ГАЗ-ААА составляла 2000 кг, а скорость 65 км/ч (у ГАЗ-АА - 70 км/ч). На базе ГАЗ-ААА выпускались штабные 9-местные автобусы ГАЗ-05-193, средние бронеавтомобили БА-6, БА-9 и БА-10. Последние стали основными колёсными бронемашинами в Красной Армии в предвоенные годы. Они себя прекрасно показали во время боевых действий в районе Халхин-Гола.
Другим основным отечественным грузовым автомобилем Великой Отечественной войны была знаменитая «трёхтонка» - ЗИС-5. Кроме прозвища «трёхтонка» этот автомобиль имел ещё одно - «Захар». И когда одного из шоферов, водивших ЗИС-5, спросили, почему их называют «Захар», он ответил: «За характер». Действительно, «трёхтонки», не смотря на то, что привод у них был только на задние колёса обладали прекраснейшей проходимостью. Они могли работать на любом, самом низкосортном бензине, а в жаркое время года и на керосине. ЗИС-5 слыл прочным, надёжным и выносливым автомобилем: даже в самых немыслимых дорожных условиях у него редко что ломалось, а если что и случалось, то отремонтировать их можно было без специального инструмента. Биография этого замечательного автомобиля начинается в 1930 г. Тогда на заводе АМО началась сборка из импортных комплектующих грузовых автомобилей, получивших название АМО-2. Это были первые отечественные автомобили с гидравлическим приводом тормозов, батарейной системой зажигания, диафрагменным бензонасосом и насосом для подкачки шин с приводом от коробки переключения передач. Осенью 1931 г АМО-2 получили ряд усовершенствований и стали называться АМО-3. Они собирались уже из отечественных деталей. В последствии рабочий объём их двигателей был увеличен с 4882 до 5555 куб. см., мощность возросла с 60 до 73 лошадиных сил. Изменения так же коснулись сцепления и кабины, радиатора и щитка приборов, электрооборудования и других важнейших узлов и агрегатов. Модернизированный вариант стал называться ЗИС-5. ЗИС-5 стал первым отечественным автомобилем, вышедшим на мировой рынок - он поставлялся в Турцию и Иран.
В 1933 г. появился ЗИС-6 - трёхосная модификация ЗИС-5. Как у ГАЗ-ААА, у ЗИС-6 привод осуществлялся на задние оси. По сравнению с ЗИС-5, у ЗИС-6 были увеличены ёмкости топливного бака до 105 л и двух аккумуляторных батарей до 210 Ампер-час. Отличались ЗИС-6 от ЗИС-5 и конструктивно. В частности, трёхосные автомобили имели главную червячную передачу, вакуумный усилитель тормозов, двухступенчатый демультипликатор.
Во время Великой Отечественной войны ЗИС-5 выпускались в упрощённом варианте - с деревянными кабиной, дверями и подножками, дерматиновой крышей, тормозами только на задних колёсах и в подавляющем большинстве только с одной - левой фарой. Боковые борта кузовов таких автомобилей были не откидывающимися. Упрощённый вариант «трёхтонки» назывался ЗИС-5В (военный). Автомобили ЗИС-5В выпускались на московском заводе имени Сталина до октября 1941 г. и с июня 1942 по май 1948 г., Уральским автомобильным заводом в Миассе с июня 1944 по февраль 1955 г. и Ульяновским автомобильным заводом с мая 1942 по сентябрь 1944 г. С 1943 г. на шасси ЗИС-5В выпускались 18-местные санитарные автомобили ЗИС-44 для транспортировки раненых и топливозаправщики БЗ-43 с цистерной ёмкостью 3200 л и ручным насосом. Автомобили ЗИС-6 использовались в Красной Армии как транспортные машины и шасси специального назначения. На них устанавливали реактивные установки, известные как «Катюша». Первый залп батарея «Катюш» под командованием И.А. Флёрова дала 14 июля 1941 г. в белорусском городе Орша. Помимо этого, на их базе строились так называемые «Летучки» - походные мастерские для среднего ремонта боевой техники, бензозаправщики и тяжёлые бронеавтомобили БА-11. Раз уж речь пошла об автомобилях повышенной проходимости Завода имени Сталина, то надо отметить ещё одну разработку этого предприятия. В конце 1930-х гг. начались работы над полугусеничными автомобилями на базе ЗИС-5. В 1939-1940 гг. были построены и испытаны опытные образцы таких автомобилей. Но начало войны и связанная с ней эвакуация завода прервали эти работы. Однако весной 1942 г. Завод имени Сталина вновь вернулся к полугусеничным автомобилям, которые стали называться ЗИС-42. Их первая партия была направлена на Сталинградский фронт. ЗИС-42 использовались как ар-тиллеристские тягачи и транспортные средства в условиях бездорожья. В 1944 г. ЗИС-42 был модернизирован. Он получил более мощный двигатель ЗИС-16, защитную решётку перед радиатором и фарами. Обновлённый вариант стал называться ЗИС-42М. Перед самой войной на Заводе имени Сталина на базе ЗИС-5 был создан полноприводный ЗИС-32, но из-за эвакуации завода он недолго был в производстве.
Для транспортных целей использовались также тяжёлые ярославские грузовые автомобили ЯГ-4 и ЯГ-6, но подавляющее большинство составляли «полуторки» и «трёхтонки».
Прекрасно себя зарекомендовали и лёгкие автомобили повышенной проходимости ГАЗ-67Б. Необходимость в таких автомобилях выявилась во время Советско-финского вооруженного конфликта 19391940 гг., проходившего в лесистой местности в условиях бездорожья. Лёгкие, недорогие и предельно простые вездеходы нужны были разведчикам, связистам, артиллеристам, среднему командному составу. Задание на разработку такого автомобиля было дано конструкторскому бюро Горьковского автозавода. Тут следует отметить, что в 1939 г. на базе шестицилиндровой «Эмки» ГАЗ-11 была создана полноприводная модификация ГАЗ-61 -командирский автомобиль повышенной проходимости. Но он предназначался для высшего командного состава. Им пользовались Г.К. Жуков, К.Е. Ворошилов, С.К. Тимошенко, К.К. Рокоссовский, И.С. Конев, С.М. Будённый, Д.А. Лестев. Впрочем, как штабные автомобили использовались и сами «Эмки» - легковые пятиместные автомобили ГАЗ-М1. Однако эти комфортабельные и достаточно выносливые автомобили хоть и обладали неплохой проходимостью, все же не были настоящими вездеходами. Работа над новыми лёгкими автомобилями повышенной проходимости началась в феврале 1941 г., а уже в марте был готов его опытный образец. Он назывался ГАЗ-64. При его создании использовались узлы и агрегаты от серийно выпускаемых автомобилей: двигатель и коробка переключения передач - от ГАЗ-АА, задний мост - от ГАЗ-М1. Кузов был спроектирован так, что для его производства не требовалось сложных дорогостоящих штампов. Благодаря приводу на все колёса, короткими передним и задним свесами ГАЗ-64 обладал прекраснейшей проходимостью. Буксируя 45-миллиметровую пушку, он без труда преодолевал глубокую грязь, крутые подъёмы, водные преграды. Осенью 1941 г. на базе этого автомобиля, на Горьковском автомобильном заводе разработали бронеавтомобиль БА-64, а весной 1942 г. начался их серийный выпуск. Летом того же, 1942 г., БА-64 получили боевое крещение на Брянском и Воронежском фронтах. Но у ГАЗ-64 все же был один недостаток - узкая ширина колеи, из-за чего эти автомобили часто опрокидывались. Учитывая этот недостаток, у автомобиля увеличили ширину колеи, видоизменили кузов, повысили мощность двигателя. Обновленный вариант стал называться ГАЗ-67, а позже ГАЗ-67Б. Ждало усовершенствование и БА-64. У него, как и у ГАЗ-67 расширили колею, доработали подвеску. Этот вариант стал называться БА-64Б. За создание этих бронеавтомобилей их главный конструктор В.А. Грачёв был удостоен Сталинской премии. БА-64Б имел несколько разновидностей: и на железнодорожном ходу и с крупнокалиберным пулеметом, без-башенные и узкоколейные бронетранспортеры.
И уж конечно, большую помощь оказали импортные автомобили, поставлявшиеся в нашу страну по ленд-лизу. Среди них наибольшей популярностью пользовались грузовые трёхосные Studebaker US6, выпускавшиеся со всеми или только с задними ведущими колёсами. Удобная цельнометаллическая кабина, мощный двигатель, тормоза с гидроприводом и вакуумным усилителем снискали любовь военных шоферов к этому автомобилю. Часть автомобилей этой модели оснащались лебёдками. А само семейство включало 13 модификаций. «Студеры», как их называли водители, использовались как транспортные машины, артиллеристские тягачи, а с 1943 г. на них устанавливались реактивные установки. Реактивные установки монтировались так же и на другие американские грузовые автомобили повышенной проходимости: Chevrolet G 7107, International M5-6. Для перевозок систем оружия вместе с расчётом и как артиллеристские тягачи широко использовались Dodge WC52, прозванные за свою грузоподъёмность в 750 кг «Додж три четверти». Существовали так же трёхосные варианты этого автомобиля - Dodge WC62 без лебёдки и Dodge WC63 с лебёдкой.
И, наконец, нельзя не отметить лёгкие четырёх-пятиместные автомобили с упрощёнными открытыми кузовами, прочной рамой, достаточно мощными высокооборотными двигателями и приводом на все колёса, получившие прозвище «Джип». Такими автомобилями Willys MB, Ford GPV, Bantam BRC пользовались средний командный состав, разведчики, артиллеристы. Кстати, от аббревиатуры GPV – General Purpose Vehicle - транспортное средство универсального назначения и пошло слово «джип». А на базе Ford GPV выпускались лёгкие плавающие автомобили Ford GPA, прекрасно зарекомендовавшие себя на заключительном этапе войны, в частности в Висло-Одерской и Берлинской операциях и при разгроме милитаристской Японии.
В городах Брянске и Каховке Херсонской области сооружены памятники автомобилям ГАЗ-АА. В Брянске и подмосковном городе Тучково на постаментах установлены «трёхтонки» - ЗИС-5. В белорусском городе Орша установлен памятник «катюше» на шасси ЗИС-6. В музеях «Дорога жизни» в Осиновце и Центральном музее Вооруженных Сил в Москве, Мемориальном комплексе в Киеве и Военно-Историческом музее артиллерии, инженерных войск и войск связи в Санкт-Петербурге стоят ГАЗ-ММ, БА-64, ЗИС-6 и другие автомобили Великой Отечественной войны.