Мотоциклы на войне
Многие
военные специалисты предполагали, что. Вторая мировая война окажется
войной моторов, и мотоциклы в ней сыграют важную роль. Чтобы добиться
превосходства над противником, требовалось создавать специальные
мотоциклы, предназначенные для непосредственного участия в боевых
действиях.
Новый советский армейский мотоцикл
В начале 1940 г. Главное бронетанковое управление (ГБТУ) провело
обсуждение проблемы мотоциклов в Рабоче-крестьянской Красной Армии
(РККА). На расширенное заседание пригласили представителей
мотоциклетных заводов. В зале для совещания выставили мотоциклы: ИЖ-9,
Л-8, ТИЗ-АМ-600 и ПМЗ-А-750, а также иностранные машины фирм
Harley-Davidson, BSA, Zundapp, BMW и др. Директора заводов хвалили свои
мотоциклы и утверждали, что их предприятия смогут обеспечить массовый
выпуск демонстрируемых моделей. Но военные недоверчиво выслушивали эти
речи. Краткие характеристики каждой машине давал известный в стране
мотоспециалист И.П.
Дюмулен. Вдруг его спросили: «На каких мотоциклах наступает
фашистская армия?». И он указал на BMW R71. «В таком
случае, - заявил военный с ромбами в петлицах и золотыми шевронами на
рукавах, - нужно воспроизвести именно этот мотоцикл».
Руководство страны решило срочно организовать серийное производство точной копии мотоцикла BMW R71.
Для отработки новой модели в Москве на производственных площадях
Московского велозавода создали Московский мотоциклетный завод (ММЗ)
«Искра». При нём организовали Центральное конструкторское
бюро по тяжёлым мотоциклам (ЦКБМ), во главе с Н.П. Сердюковым,
работавшим на авиамоторном производстве фирмы ВМ^ в 1935-1940 гг. Этому
коллективу и предстояло разработать чертежи нового мотоцикла с
коляской, обозначенного М-72.
В нашу страну доставили пять мотоциклов ВМ^ К71 и комплект чертежей.
Три машины передали на ЗИС, две - на ММЗ, где одну разобрали до
последней детали, а другую сохранили, как эталон. Проектировщики
встретились с немалыми трудностями. Так, конструкторская документация
ВМ^ К71 оказалась выполненной по второму классу точности. Из этого
следовало, что допуски на изготовление всех деталей были одинаковыми,
как на шестерни КПП, так и на крылья колёс. Однако здравого
конструкторского смысла в этом не было, поскольку изготовление по таким
чертежам содержит излишние трудозатраты. К тому же, как показывал опыт
отечественных предприятий, в иностранных машинах не все размеры деталей
на бумаге и в действительности совпадали. Требовалось тщательно
измерить каждую деталь мотоцикла, сопоставить её размеры с указанными
на чертежах, и, при необходимости, внести в них уточнения, чтобы
выполнить приказ: «Сделать точно такой мотоцикл». По мнению
же конструкторов представлялось целесообразным по возможности ослабить
требования к точности изготовления. Словом, предстояло произвести
корректировку конструкторской документации.
Ответственность за серийный выпуск М-72 распределили следующим образом.
Головным предприятием определили ММЗ. На нём предстояло собирать
мотоциклы, обкатывать, подготавливать к эксплуатации, комплектовать
всем необходимым и передавать воинским подразделениям. На ЗИС
предстояло создать специализированный цех по изготовлению двигателей
разработать всю конструкторскую документацию на мотор М-72. Автозаводу
им. КИМ поручили отработать документацию на КПП, освоить её серийное
производство и в дальнейшем поставлять этот агрегат на ЗИС для
сопряжения с двигателем. ЗИС собранный силовой агрегат передавал ММЗ.
Главную передачу, карданный вал, колёса и коляску поручили выпускать
Горьковскому автомобильному заводу, светотехнику - заводу осветительной
аппаратуры (г. Киржач, Владимирской обл.), электрооборудование -
Московскому заводу АТ-1, трубы для рамы - Харьковскому велозаводу,
карбюраторы - Московскому арматурному заводу АТ-2, входившему в
структуру ЗИС.
Опытные образцы М-72 изготовили в начале 1941 г. на заводе
«Искра». Их обкатали и решили, по установившейся традиции,
показать руководству страны. В марте 1941 г. подготовили три мотоцикла:
два - М-72 и один -немецкий ВМ^ К71. Водитель-испытатель Б.В. Зефиров
готовил М-72 к показательной поездке. Главное, что требовалось от него
-обеспечить уверенный запуск мотора. Холодным утром три мотоцикла, в
сопровождении автомобиля НКВД, прибыли в Кремль через Боровицкие ворота
и остановились около Царь-колокола. Из Кремлёвского дворца вышла группа
генералов. Они внимательно осматривали мотоциклы, и что-то негромко
обсуждали. Затем приказали завести один М-72 и несколько раз объехать
Царь-колокол. Б.В. Зефиров выполнил приказ и точно остановил машину
возле осколка колокола. «Ну что, -сказал один из генералов, -
будем принимать?» Остальные согласились и стали положительно
высказываться о новинке, а затем приказали перегнать мотоциклы на
завод. Так буднично обнародовали решение о запуске нового армейского
мотоцикла М-72 в серийное производство. Освоение серийного выпуска шло
очень энергично, но к началу войны так и не состоялось.
Всё лучшее - в армию
В 1940 г. мотопромышленность нацеливали на резкое повышение выпуска
мотоциклов. В соответствии с постановлением ЦК ВКП(б) и СНК СССР от
26.06.40 г. Ленинградскому заводу «Красный Октябрь»
предписывалось до 15 августа 1940 г. передать на завод
«Промет» всю документацию, спецоборудование, материалы и
«незавершёнку» по мотоциклу Л-8. Для скорейшего
развёртывания выпуска мотоциклов Л-8 с завода «Красный
Октябрь» были направлены также 10 инженеров-конструкторов, 10
инженеров-технологов, 12 мастеров и 50 рабочих, занятых изготовлением
«восьмёрки». Приказом № 102с по Наркомату общего
машиностроения от 7.08.40 г. заводу «Промет» предстояло
осуществить:
подготовку к выпуску в 1941 г. 10 000 мотоциклов Л-8 и организовать мотоциклетное бюро;
не позднее 10 августа 1940 г. получить с завода «Красный
Октябрь» рабочие чертежи, технологические карты, копии
специального инструмента и оснастки;
к 25 сентября 1940 г. сверстать план поставок комплектующих изделий завода-ми-смежниками;
в IV кв. 1940 г. серийно изготовить 400 экз. Л-8.
В августе 1940 г. предстояло прекратить выпуск мотоциклов Л-8 на заводе
«Красный Октябрь» и сосредоточить их производство на заводе
«Промет», который с 8 августа 1940 г. предписывалось
именовать как «Ленинградский мотоциклетный завод» (ЛМЗ).
Тем же приказом подчинённые наркомату заводы должны были осуществить
переход к массовому производству мотоциклов. Так, например, Л-8 должен
был выпускаться в следующих объёмах: 1940 г. - 1700, 1941 г. -24 000.
Всего же было необходимо создать в стране мощности по выпуску 40 000
мотоциклов в год - к 1 января 1942 г., и 55 000 - к 1 января 1943 г.
Рост выпуска мотопродукции до конца 1942 г. по мотозаводам
распределялся следующим образом. Ижевскому, Ленинградскому и
Серпуховскому заводам предстояло обеспечить годовой выпуск по 10 000
машин Л-8, причём, на первом следовало снять с производства ИЖ-8, а на
втором -МЛ-3. Ещё не построенным Венюковс-кому и Пензенскому
мотозаводам требовалось обеспечить годовой выпуск М-72 с колясками - по
15 000 шт. Названные мотозаводы, а также Московский (МВЗ) и Харьковский
(ХВЗ) велозаводы предписывалось подчинить Главному управлении по
производству мотоциклов и велосипедов (Главмотовелопрому), и при нём же
организовать экспериментальную базу с Центральным конструкторским бюро
по проектированию новых типов мотоциклов (ЦКБМ). Со временем в состав
ЦКБМ должны были войти и заводы, выпускавшие комплектующие изделия для
мотоциклов: электрооборудование, обода, щитки, спицы ниппели и пр.
Главмотовелопром обязали к 20 августа 1940 г. привлечь в свой коллектив
20 наиболее опытных специалистов из системы Наркомата общего
машиностроения, подобрать 12 чел. для командировки на мотозаводы
Германии и возложить на ЦКБМ ответственность по выпуску мотоциклу М-72.
Специалисты с трудом представляли себе, как можно выполнить столь
сложное. Однако события требовали корректировки и этого, как казалось,
чрезмерно завышенного плана.
Приказом № 104сс от 11.03.41 г. по Наркомату среднего машиностроения
(НКСМ), в который перевели Главмотовелопром со всеми входившими в его
состав заводами, расширили номенклатуру и увеличили план выпуска
мотоциклов на 1941 г. до 42 500 машин, а на 1942 г. - до 90 000. От ЛМЗ
в июне 1941 г. неожиданно потребовали прекратить выпуск Л-8 и сразу же
начать изготовление М-72, завершив необходимую реконструкцию завода в I
кв. 1942 г. На Харьковском мотозаводе (ХМЗ) «Серп и молот»
следовало с 1 апреля 1941 г. прекратить выпуск сельскохозяйственной и
иной техники, а с июня 1941 г. начать выпуск М-72, подготовив к концу
года завод для выполнения годовой программы в 50 000 мотоциклов М-72 и
125 000 колясок к ним. На Пензенском мотозаводе в 1942 г. требовалось
изготовить 2000 машин М-72 и подготовить к началу 1943 г. производство
к выпуску 15 000 этих мотоциклов в год. На Серпуховском мотозаводе
потребовали прекратить выпуск Л-8 в декабре 1941 г. и начать
изготовление М-72. Реконструкцию же предприятия для выпуска 10 000
таких мотоциклов завершить к концу III кв. 1942 г. На Ижевском
мотозаводе требовалось с мая 1941 г. делать только ИЖ-12, прекратив в
июне изготовление ИЖ-9, а в 1 квартале 1942 г. завершить реконструкцию
предприятия для ежегодного выпуска ещё и 10 000 мотоциклов М-72 (А ведь
до этого планировалось свернуть производство мотоциклов в Ижевске). ММЗ
должен был с июня 1941 г. обеспечить годовую программу выпуска М-72 до
30 000 машин.
Кроме того, отдельным заводам на 1941 г. были даны особые задания. Так,
ЗИС обязали изготовить 20 000 укомплектованных КПП двигателей для М-72,
а вновь созданным Московскому и Киевскому заводам по изготовлению
мотоциклетных моторов (МЗММ, КЗММ) - сделать по 3000 таких же
двигателей с КПП на каждом. Заводу им. КИМ - изготовить и передать на
ЗИС 20 000 КПП для М-72. Только в 1941 г. ГАЗ должен был изготовить 32
000 боковых прицепов к М-72. К началу 1942 г. автозаводам ЗИС и им. КИМ
следовало подготовить мощности для изготовления в 1942 г. по 30 000
моторов и КПП для мотоциклов М-72, а ГАЗ - для производства 110 000
колясок к тем же машинам. Были даны распоряжения в обеспечение
выполнения этих планов. Например, приказом по Главному управлению
противовоздушной обороны (ГУПВО) НКСМ № 5 от 29.04.41 г. директора ЛМЗ
обязали обеспечить постройку бомбоубежищ на территории предприятия.
Постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 4.03.41 г. Харьковский завод
сельхозмашин «Серп и молот» перевели в Главмотовелопром и
назвали Харьковским мотозаводом (ХМЗ). Первые 100 мотоциклов М-72 на
ХМЗ предполагалось сделать уже в августе 1941 г.
Эти приготовления, с учётом официальной концепции ведения войны на
территории потенциального противника, представлялись вполне
достаточными. Однако, внезапно развязанная фашистской Германией война с
СССР, в особенности её непредвиденное течение в 1941 г., резко изменили
планы выпуска отечественных мотоциклов. Построить Пензенский и
Венюковский мотозаводы не удалось. Не смогли реализовать и наспех
спланированную программу резкого увеличения выпуска отечественных
мотоциклов.