Главная | Карта сайта | ДВС | Краны | Автосервис | ТО | КП | Статьи

Мотоциклы на войне

С фронта доставили разбитые мотоциклы ТИЗ-АМ-600Многие военные специалисты предполагали, что. Вторая мировая война окажется войной моторов, и мотоциклы в ней сыграют важную роль. Чтобы добиться превосходства над противником, требовалось создавать специальные мотоциклы, предназначенные для непосредственного участия в боевых действиях.
Новый советский армейский мотоцикл
В начале 1940 г. Главное бронетанковое управление (ГБТУ) провело обсуждение проблемы мотоциклов в Рабоче-крестьянской Красной Армии (РККА). На расширенное заседание пригласили представителей мотоциклетных заводов. В зале для совещания выставили мотоциклы: ИЖ-9, Л-8, ТИЗ-АМ-600 и ПМЗ-А-750, а также иностранные машины фирм Harley-Davidson, BSA, Zundapp, BMW и др. Директора заводов хвалили свои мотоциклы и утверждали, что их предприятия смогут обеспечить массовый выпуск демонстрируемых моделей. Но военные недоверчиво выслушивали эти речи. Краткие характеристики каждой машине давал известный в стране мотоспециалист И.П.
Дюмулен. Вдруг его спросили: «На каких мотоциклах наступает фашистская армия?». И он указал на BMW R71. «В таком случае, - заявил военный с ромбами в петлицах и золотыми шевронами на рукавах, - нужно воспроизвести именно этот мотоцикл».
Руководство страны решило срочно организовать серийное производство точной копии мотоцикла BMW R71.
Девушка-ремесленник вытачивает на токарном станке поршень мотоциклетного двигателя Для отработки новой модели в Москве на производственных площадях Московского велозавода создали Московский мотоциклетный завод (ММЗ) «Искра». При нём организовали Центральное конструкторское бюро по тяжёлым мотоциклам (ЦКБМ), во главе с Н.П. Сердюковым, работавшим на авиамоторном производстве фирмы ВМ^ в 1935-1940 гг. Этому коллективу и предстояло разработать чертежи нового мотоцикла с коляской, обозначенного М-72.
В нашу страну доставили пять мотоциклов ВМ^ К71 и комплект чертежей. Три машины передали на ЗИС, две - на ММЗ, где одну разобрали до последней детали, а другую сохранили, как эталон. Проектировщики встретились с немалыми трудностями. Так, конструкторская документация ВМ^ К71 оказалась выполненной по второму классу точности. Из этого следовало, что допуски на изготовление всех деталей были одинаковыми, как на шестерни КПП, так и на крылья колёс. Однако здравого конструкторского смысла в этом не было, поскольку изготовление по таким чертежам содержит излишние трудозатраты. К тому же, как показывал опыт отечественных предприятий, в иностранных машинах не все размеры деталей на бумаге и в действительности совпадали. Требовалось тщательно измерить каждую деталь мотоцикла, сопоставить её размеры с указанными на чертежах, и, при необходимости, внести в них уточнения, чтобы выполнить приказ: «Сделать точно такой мотоцикл». По мнению же конструкторов представлялось целесообразным по возможности ослабить требования к точности изготовления. Словом, предстояло произвести корректировку конструкторской документации.
Инженер-капитан И.Л. Борисенко руководит сборкой М-72 Ответственность за серийный выпуск М-72 распределили следующим образом. Головным предприятием определили ММЗ. На нём предстояло собирать мотоциклы, обкатывать, подготавливать к эксплуатации, комплектовать всем необходимым и передавать воинским подразделениям. На ЗИС предстояло создать специализированный цех по изготовлению двигателей разработать всю конструкторскую документацию на мотор М-72. Автозаводу им. КИМ поручили отработать документацию на КПП, освоить её серийное производство и в дальнейшем поставлять этот агрегат на ЗИС для сопряжения с двигателем. ЗИС собранный силовой агрегат передавал ММЗ. Главную передачу, карданный вал, колёса и коляску поручили выпускать Горьковскому автомобильному заводу, светотехнику - заводу осветительной аппаратуры (г. Киржач, Владимирской обл.), электрооборудование - Московскому заводу АТ-1, трубы для рамы - Харьковскому велозаводу, карбюраторы - Московскому арматурному заводу АТ-2, входившему в структуру ЗИС.
Сборка М-72 на двух конвейерах Опытные образцы М-72 изготовили в начале 1941 г. на заводе «Искра». Их обкатали и решили, по установившейся традиции, показать руководству страны. В марте 1941 г. подготовили три мотоцикла: два - М-72 и один -немецкий ВМ^ К71. Водитель-испытатель Б.В. Зефиров готовил М-72 к показательной поездке. Главное, что требовалось от него -обеспечить уверенный запуск мотора. Холодным утром три мотоцикла, в сопровождении автомобиля НКВД, прибыли в Кремль через Боровицкие ворота и остановились около Царь-колокола. Из Кремлёвского дворца вышла группа генералов. Они внимательно осматривали мотоциклы, и что-то негромко обсуждали. Затем приказали завести один М-72 и несколько раз объехать Царь-колокол. Б.В. Зефиров выполнил приказ и точно остановил машину возле осколка колокола. «Ну что, -сказал один из генералов, - будем принимать?» Остальные согласились и стали положительно высказываться о новинке, а затем приказали перегнать мотоциклы на завод. Так буднично обнародовали решение о запуске нового армейского мотоцикла М-72 в серийное производство. Освоение серийного выпуска шло очень энергично, но к началу войны так и не состоялось.

Всё лучшее - в армию
В сборке М-72 участвовали и девушки, и взрослые женщины В 1940 г. мотопромышленность нацеливали на резкое повышение выпуска мотоциклов. В соответствии с постановлением ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 26.06.40 г. Ленинградскому заводу «Красный Октябрь» предписывалось до 15 августа 1940 г. передать на завод «Промет» всю документацию, спецоборудование, материалы и «незавершёнку» по мотоциклу Л-8. Для скорейшего развёртывания выпуска мотоциклов Л-8 с завода «Красный Октябрь» были направлены также 10 инженеров-конструкторов, 10 инженеров-технологов, 12 мастеров и 50 рабочих, занятых изготовлением «восьмёрки». Приказом № 102с по Наркомату общего машиностроения от 7.08.40 г. заводу «Промет» предстояло осуществить:
подготовку к выпуску в 1941 г. 10 000 мотоциклов Л-8 и организовать мотоциклетное бюро;
не позднее 10 августа 1940 г. получить с завода «Красный Октябрь» рабочие чертежи, технологические карты, копии специального инструмента и оснастки;
к 25 сентября 1940 г. сверстать план поставок комплектующих изделий завода-ми-смежниками;
в IV кв. 1940 г. серийно изготовить 400 экз. Л-8.
В августе 1940 г. предстояло прекратить выпуск мотоциклов Л-8 на заводе «Красный Октябрь» и сосредоточить их производство на заводе «Промет», который с 8 августа 1940 г. предписывалось именовать как «Ленинградский мотоциклетный завод» (ЛМЗ).
Последняя доделка М-72 Тем же приказом подчинённые наркомату заводы должны были осуществить переход к массовому производству мотоциклов. Так, например, Л-8 должен был выпускаться в следующих объёмах: 1940 г. - 1700, 1941 г. -24 000. Всего же было необходимо создать в стране мощности по выпуску 40 000 мотоциклов в год - к 1 января 1942 г., и 55 000 - к 1 января 1943 г. Рост выпуска мотопродукции до конца 1942 г. по мотозаводам распределялся следующим образом. Ижевскому, Ленинградскому и Серпуховскому заводам предстояло обеспечить годовой выпуск по 10 000 машин Л-8, причём, на первом следовало снять с производства ИЖ-8, а на втором -МЛ-3. Ещё не построенным Венюковс-кому и Пензенскому мотозаводам требовалось обеспечить годовой выпуск М-72 с колясками - по 15 000 шт. Названные мотозаводы, а также Московский (МВЗ) и Харьковский (ХВЗ) велозаводы предписывалось подчинить Главному управлении по производству мотоциклов и велосипедов (Главмотовелопрому), и при нём же организовать экспериментальную базу с Центральным конструкторским бюро по проектированию новых типов мотоциклов (ЦКБМ). Со временем в состав ЦКБМ должны были войти и заводы, выпускавшие комплектующие изделия для мотоциклов: электрооборудование, обода, щитки, спицы ниппели и пр.
Готовый одиночный мотоцикл М-72 Главмотовелопром обязали к 20 августа 1940 г. привлечь в свой коллектив 20 наиболее опытных специалистов из системы Наркомата общего машиностроения, подобрать 12 чел. для командировки на мотозаводы Германии и возложить на ЦКБМ ответственность по выпуску мотоциклу М-72.
Специалисты с трудом представляли себе, как можно выполнить столь сложное. Однако события требовали корректировки и этого, как казалось, чрезмерно завышенного плана.
Приказом № 104сс от 11.03.41 г. по Наркомату среднего машиностроения (НКСМ), в который перевели Главмотовелопром со всеми входившими в его состав заводами, расширили номенклатуру и увеличили план выпуска мотоциклов на 1941 г. до 42 500 машин, а на 1942 г. - до 90 000. От ЛМЗ в июне 1941 г. неожиданно потребовали прекратить выпуск Л-8 и сразу же начать изготовление М-72, завершив необходимую реконструкцию завода в I кв. 1942 г. На Харьковском мотозаводе (ХМЗ) «Серп и молот» следовало с 1 апреля 1941 г. прекратить выпуск сельскохозяйственной и иной техники, а с июня 1941 г. начать выпуск М-72, подготовив к концу года завод для выполнения годовой программы в 50 000 мотоциклов М-72 и 125 000 колясок к ним. На Пензенском мотозаводе в 1942 г. требовалось изготовить 2000 машин М-72 и подготовить к началу 1943 г. производство к выпуску 15 000 этих мотоциклов в год. На Серпуховском мотозаводе потребовали прекратить выпуск Л-8 в декабре 1941 г. и начать изготовление М-72. Реконструкцию же предприятия для выпуска 10 000 таких мотоциклов завершить к концу III кв. 1942 г. На Ижевском мотозаводе требовалось с мая 1941 г. делать только ИЖ-12, прекратив в июне изготовление ИЖ-9, а в 1 квартале 1942 г. завершить реконструкцию предприятия для ежегодного выпуска ещё и 10 000 мотоциклов М-72 (А ведь до этого планировалось свернуть производство мотоциклов в Ижевске). ММЗ должен был с июня 1941 г. обеспечить годовую программу выпуска М-72 до 30 000 машин.
Обкатка восстановленных мотоциклов М-72 на улице Москвы Кроме того, отдельным заводам на 1941 г. были даны особые задания. Так, ЗИС обязали изготовить 20 000 укомплектованных КПП двигателей для М-72, а вновь созданным Московскому и Киевскому заводам по изготовлению мотоциклетных моторов (МЗММ, КЗММ) - сделать по 3000 таких же двигателей с КПП на каждом. Заводу им. КИМ - изготовить и передать на ЗИС 20 000 КПП для М-72. Только в 1941 г. ГАЗ должен был изготовить 32 000 боковых прицепов к М-72. К началу 1942 г. автозаводам ЗИС и им. КИМ следовало подготовить мощности для изготовления в 1942 г. по 30 000 моторов и КПП для мотоциклов М-72, а ГАЗ - для производства 110 000 колясок к тем же машинам. Были даны распоряжения в обеспечение выполнения этих планов. Например, приказом по Главному управлению противовоздушной обороны (ГУПВО) НКСМ № 5 от 29.04.41 г. директора ЛМЗ обязали обеспечить постройку бомбоубежищ на территории предприятия.
Бойцы принимают М-72 на территории БТРЗ № 20 Постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 4.03.41 г. Харьковский завод сельхозмашин «Серп и молот» перевели в Главмотовелопром и назвали Харьковским мотозаводом (ХМЗ). Первые 100 мотоциклов М-72 на ХМЗ предполагалось сделать уже в августе 1941 г.
Эти приготовления, с учётом официальной концепции ведения войны на территории потенциального противника, представлялись вполне достаточными. Однако, внезапно развязанная фашистской Германией война с СССР, в особенности её непредвиденное течение в 1941 г., резко изменили планы выпуска отечественных мотоциклов. Построить Пензенский и Венюковский мотозаводы не удалось. Не смогли реализовать и наспех спланированную программу резкого увеличения выпуска отечественных мотоциклов.

Собранные “Харлеи” без колясок осматривают специалисты военной приёмки (“военпреды”)