Главная | Карта сайта | ДВС | Краны | Автосервис | ТО | КП | Статьи

Dodge WC51

Dodge WC51На слётах старой автомототехники этот автомобиль всегда привлекает внимание зрителей. Может быть, тем, что явно отличается и от отполированных разноцветный легковушек, и от угловатых старык грузовиков, а может, тем, что спартанская, строго функциональная внешность указывает: это автомобиль времен Великой Отечественной войны, а всё, что связано с ней, всегда вызывает повышенный интерес. И долго порой спорят у этого автомобиля нынешние автомобилисты, пока подошедший какой-нибудь пожилой ветеран не воскликнет: «Да это же «Додж три четверти»! Жив ещё!» Да, это «Додж ^С51», в просторечии «Додж три четверти» - один из популярных автомобилей Красной Армии в годы войны. Образ этого низкого почти квадратного грузовика без кабины на широко расставленных, обутых в «пузатые» рубчатые шины колёсах, лихо несущегося по разбитой танками и тягачами дороге - в памяти всех солдат Великой Отечественной. Поступать в СССР по лендлизу они начали во второй половине 1943 г., но родословная этих типично армейских автомобилей восходит к предвоенным годам. Первый автомобиль типа 4х4 фирма Эодде, входящая в состав автомобилестроительного концерна «Крайслер», построила ещё в 1934 г. Dodge WC52Это был полуторатонный грузовик с отключаемым через раздаточную коробку приводом переднего моста (впервые в истории автомобиля). К 1939 г. на базе коммерческого однотонного грузовика был создан и запущен в серию новый армейский вездеход Dodge типа Т202-С1. В нём сочетались капот и облицовка гражданской модели с упрощённым открытым армейским кузовом, имевшим вырезы вместо дверей. Шестицилиндровый двигатель Т202 развивал 79л.с. В грузовом варианте первый «С» мог перевозить всего 500 кг груза, хотя подвеска и мосты были усилены с учётом необходимости передвижения по пересечённой местности. Автомобилей «С1» было выпущено 4640 штук. Годом позже «С» был модернизирован - упростили крылья и облицовку, вновь установили закрытую кабину и более мощный двигатель модели Т-207. Dodge WC52Это семейство легких армейских автомобилей назвали «^С» (тоеароп сагпег - носитель оружия); в нём насчитывалось 10 модификаций (от WC 1 до WC 11). В 1941 г. совершенствование продолжалось - установили новый двигатель Т-211 (модели WC 12 - WC 20), с учётом требований военнык ещё раз переработали кузов. Следующая, выпущенная в конце 1941 г., серия (WC 21 - WC 27 и WC 40 - WC 43) имела не только ещё более мощный мотор типа Т-215 (92л.с. при 3200 об/ мин), но и всё тот же, что и предыдущие серии, конструктивный недостаток - унаследованную от коммерческой модели более узкую колею передних колёс, что снижало проходимость автомобиля. И лишь в 1942 г. окончательно выкристаллизовалась конструкция лёгкого армейского полугрузового автомобиля. По сравнению с предшественниками он стал ниже и шире, грузоподъёмность увеличилась до 750 кг. Отсюда и пошло название «три четверти [тонны]». Dodge WC52А главное, сделали одинаковыми колею передних и задних колёс - задние колёса двигались с меньшим сопротивлением по следу передних. Кроме того, вместо применявшихся ранее стандартный дисков с узкими шинами, установили специальные разборные диски с широкопрофильными шинами размером 9,00-16. В результате получился очень удачный небольшой (база 2490 мм, размеры 4235x2170x2130 мм, вес 2135 кг) полноприводный автомобиль. Предназначенный в первоначальном варианте для перевозки отделения пехотинцев или орудийного расчёта, он вскоре стал универсальным транспортным средством во всех родах войск, тем более, что наряду с базовой моделью WC 51 вскоре появились командно-штабная (WC 53), закрытая санитарная (WC 54), разведывательная (ЭДС55) и ряд других модификаций для установки вооружения, подвоза бомб к самолётам, монтажа радиостанций и т.п. Всего было выпущено свыше 253 тыс. автомобилей.
Dodge WC53 Начав службу в Красной Армии как тягачи легких противотанковых пушек, «Доджи», по мере их поступления, стали всё шире применяться во всех родах войск. На них ездили в разведку, сопровождали войсковые колонны и автомобили высших офицеров, в их кузовах устанавливались радиостанции, зенитные пулемёты. Например, в мемуарах танкиста генерала Д.А. Драгунского «Годы в броне» в описании боёв за Берлин есть такой эпизод: «... за моим танком шли восемь «Доджей», на которых, задрав стволы, стояли крупнокалиберные пулемёты ДШК. Зенитчики крепко держались за рукоятки пулемётов, готовые открыть огонь по фаустникам и любым другим огневым точкам врага...».
Dodge WC51 Водителям «Додж три четверти» полюбился за мощность, скорость и устойчивость даже на плохих дорогах. Один старый водитель рассказывал: «От «Доджа» по грунтовой дороге не могла уйти никакая машина - ни «Эмка», ни «Опель», ни «Мерседес»... Ну что ж, широкая колея (1670 мм), подвеска с гидравлическими амортизаторами, гипоидные задние мосты, шины низкого давления с развитыми грунтозацепами (типа «граунд-грип») способствовали этому.
Получали в СССР и трёхосный вариант Эодде - модель WC 62 с грузоподъёмностью 1,5 т. Эта модель была разработана конструкторами фирмы для перевозки пехотного отделения из 12 солдат с вооружением, причём трёхосный Эодде на 96%в состоял из узлов и агрегатов двухосной модели. Их было выпущено 45 тыс. шт. и они состояли на вооружении ряда армий ещё в начале семидесятых годов прошлого века, когда базовая модель уже давно была заменена новыми автомобилями того же класса.
Dodge WC51 После войны разработка армейских автомобилей подобного класса развернулась во многих странах - столь убедительными казались качества Эодде. Серийно его аналоги производились в Венгрии (Чепель-130), ГДР, Японии (Тоёта ФКУ 15), Франции (Гочкис, Симка). В СССР аналог «Доджа три четверти» был построен в 1956 г. на Горьковском автозаводе. Это ГАЗ-62. Автомобиль получился удачный, но в серию не пошёл - наступило время других, более совершенных автомобилей.

Dodge WC51Dodge WC54Dodge WC62Dodge WC63