Dodge WC51
На
слётах старой автомототехники этот автомобиль всегда привлекает
внимание зрителей. Может быть, тем, что явно отличается и от
отполированных разноцветный легковушек, и от угловатых старык
грузовиков, а может, тем, что спартанская, строго функциональная
внешность указывает: это автомобиль времен Великой Отечественной войны,
а всё, что связано с ней, всегда вызывает повышенный интерес. И долго
порой спорят у этого автомобиля нынешние автомобилисты, пока подошедший
какой-нибудь пожилой ветеран не воскликнет: «Да это же
«Додж три четверти»! Жив ещё!» Да, это «Додж
^С51», в просторечии «Додж три четверти» - один из
популярных автомобилей Красной Армии в годы войны. Образ этого низкого
почти квадратного грузовика без кабины на широко расставленных, обутых
в «пузатые» рубчатые шины колёсах, лихо несущегося по
разбитой танками и тягачами дороге - в памяти всех солдат Великой
Отечественной. Поступать в СССР по лендлизу они начали во второй
половине 1943 г., но родословная этих типично армейских автомобилей
восходит к предвоенным годам. Первый автомобиль типа 4х4 фирма Эодде,
входящая в состав автомобилестроительного концерна
«Крайслер», построила ещё в 1934 г. Это
был полуторатонный грузовик с отключаемым через раздаточную коробку
приводом переднего моста (впервые в истории автомобиля). К 1939 г. на
базе коммерческого однотонного грузовика был создан и запущен в серию
новый армейский вездеход Dodge типа Т202-С1. В нём сочетались капот и
облицовка гражданской модели с упрощённым открытым армейским кузовом,
имевшим вырезы вместо дверей. Шестицилиндровый двигатель Т202 развивал
79л.с. В грузовом варианте первый «С» мог перевозить всего
500 кг груза, хотя подвеска и мосты были усилены с учётом необходимости
передвижения по пересечённой местности. Автомобилей «С1»
было выпущено 4640 штук. Годом позже «С» был модернизирован
- упростили крылья и облицовку, вновь установили закрытую кабину и
более мощный двигатель модели Т-207. Это
семейство легких армейских автомобилей назвали «^С»
(тоеароп сагпег - носитель оружия); в нём насчитывалось 10 модификаций
(от WC 1 до WC 11). В 1941 г. совершенствование продолжалось -
установили новый двигатель Т-211 (модели WC 12 - WC 20), с учётом
требований военнык ещё раз переработали кузов. Следующая, выпущенная в
конце 1941 г., серия (WC 21 - WC 27 и WC 40 - WC 43) имела не только
ещё более мощный мотор типа Т-215 (92л.с. при 3200 об/ мин), но и всё
тот же, что и предыдущие серии, конструктивный недостаток -
унаследованную от коммерческой модели более узкую колею передних колёс,
что снижало проходимость автомобиля. И лишь в 1942 г. окончательно
выкристаллизовалась конструкция лёгкого армейского полугрузового
автомобиля. По сравнению с предшественниками он стал ниже и шире,
грузоподъёмность увеличилась до 750 кг. Отсюда и пошло название
«три четверти [тонны]». А
главное, сделали одинаковыми колею передних и задних колёс - задние
колёса двигались с меньшим сопротивлением по следу передних. Кроме
того, вместо применявшихся ранее стандартный дисков с узкими шинами,
установили специальные разборные диски с широкопрофильными шинами
размером 9,00-16. В результате получился очень удачный небольшой (база
2490 мм, размеры 4235x2170x2130 мм, вес 2135 кг) полноприводный
автомобиль. Предназначенный в первоначальном варианте для перевозки
отделения пехотинцев или орудийного расчёта, он вскоре стал
универсальным транспортным средством во всех родах войск, тем более,
что наряду с базовой моделью WC 51 вскоре появились командно-штабная
(WC 53), закрытая санитарная (WC 54), разведывательная (ЭДС55) и ряд
других модификаций для установки вооружения, подвоза бомб к самолётам,
монтажа радиостанций и т.п. Всего было выпущено свыше 253 тыс.
автомобилей.
Начав службу в Красной Армии как тягачи легких противотанковых пушек,
«Доджи», по мере их поступления, стали всё шире применяться
во всех родах войск. На них ездили в разведку, сопровождали войсковые
колонны и автомобили высших офицеров, в их кузовах устанавливались
радиостанции, зенитные пулемёты. Например, в мемуарах танкиста генерала
Д.А. Драгунского «Годы в броне» в описании боёв за Берлин
есть такой эпизод: «... за моим танком шли восемь
«Доджей», на которых, задрав стволы, стояли
крупнокалиберные пулемёты ДШК. Зенитчики крепко держались за рукоятки
пулемётов, готовые открыть огонь по фаустникам и любым другим огневым
точкам врага...».
Водителям «Додж три четверти» полюбился за мощность,
скорость и устойчивость даже на плохих дорогах. Один старый водитель
рассказывал: «От «Доджа» по грунтовой дороге не могла
уйти никакая машина - ни «Эмка», ни «Опель», ни
«Мерседес»... Ну что ж, широкая колея (1670 мм), подвеска с
гидравлическими амортизаторами, гипоидные задние мосты, шины низкого
давления с развитыми грунтозацепами (типа «граунд-грип»)
способствовали этому.
Получали в СССР и трёхосный вариант Эодде - модель WC 62 с
грузоподъёмностью 1,5 т. Эта модель была разработана конструкторами
фирмы для перевозки пехотного отделения из 12 солдат с вооружением,
причём трёхосный Эодде на 96%в состоял из узлов и агрегатов двухосной
модели. Их было выпущено 45 тыс. шт. и они состояли на вооружении ряда
армий ещё в начале семидесятых годов прошлого века, когда базовая
модель уже давно была заменена новыми автомобилями того же класса.
После войны разработка армейских автомобилей подобного класса
развернулась во многих странах - столь убедительными казались качества
Эодде. Серийно его аналоги производились в Венгрии (Чепель-130), ГДР,
Японии (Тоёта ФКУ 15), Франции (Гочкис, Симка). В СССР аналог
«Доджа три четверти» был построен в 1956 г. на Горьковском
автозаводе. Это ГАЗ-62. Автомобиль получился удачный, но в серию не
пошёл - наступило время других, более совершенных автомобилей.