Главная | Карта сайта | ДВС | Краны | Автосервис | ТО | КП | Статьи

История китайского «ЗИС-150» - 2

ЗИС-150Долгое время к моделям различной техники, а особенно к моделям автомобилей, изготовленным в Китае, относились, мягко говоря, снисходительно: красивая игрушка, только и всего.
С развитием «Hi tech» направления всё больше и больше именитых модельных фирм стали обращать свои взоры в сторону Поднебесной, размещая заказы на изготовление моделей именно там.
Но то, что китайцы делают «только для внутреннего рынка» зачастую превосходит самые смелые ожидания: модели китайских автомобилей сделаны так, что всё остальное кажется «дешёвым ширпотребом».
ЗИС-150 В 2002 г. по заказу Первого Автомобильного Завода (FAW) гонконгская фирма «Century Dragon Ltd.» начала выпуск масштабных металлических моделей грузовиков семейства Jiefang CA141.
Несколько слов о прототипе. Уже в 80-х гг. прошлого века, когда знаменитая «десятка» СА10 устарела по всем параметрам, встал вопрос о замене заслуженного труженика. В 1988 г. было запущено в производство новое семейство грузовиков Jiefang, флагманом которого стал новый 4,5-тонный бортовой грузовик. И если само шасси осталось практически без изменений, то современная кабина досталась по лицензии от японской фирмы Nissan. «Сердцем» автомобиля стал дизель, выпускаемый по лицензии той же фирмы. А вот цельнометаллическая грузовая платформа досталась от предшественника: последние 5 лет СА10 уже оснащался металлической бортовой платформой. ЗИС-150Удивительный факт: вместе с выпуском СА141, а потом и его «второй генерации» - СА1091, долгое время продолжался и выпуск заслуженного ветерана. Оказалось, что грузовик, несмотря на все свои выявленные к этому времени недостатки, настолько полюбился водителям, что автохозяйства Китая буквально требовали именно эту модель.
Несмотря на то, что реальные автомобили выпускались в самых разных вариантах исполнения, в «модельное семейство» вошли лишь две базовые модели: бортовой грузовик и автоцистерна. Они, в свою очередь, были представлены в пяти основных вариантах исполнения: бортовой грузовик, военный грузовик, гражданская автоцистерна, пожарная автоцистерна и бортовой грузовик аварийно-технической помощи с подъёмником. Фактически, имея одинаковые кабины и шасси, модели отличались только «рюкзаком» и... цветом.
Самое время остановиться на этом поподробнее.
Модель, безусловно, «узнаваема», более того, полностью соответствует заявленному масштабу по всем основным параметрам, что, согласитесь очень важное качество.

ЗИС-150Шасси
Вооружившись крестообразной отверткой и отвинтив 6 винтов, отделяем кабину и грузовую платформу. Перед нами, напоминая иллюстрации из знакомого очень многим «Учебника водителя 3-го класса», «каноническое» шасси, которое очень напоминает ЗИЛовское.
Весьма детализованный двигатель выполнен из нескольких деталей, реалистично окрашен и вместе с радиатором установлен над балкой передней оси. С двигателем сагрегатирована КПП, от которой, через довольно достоверный «подвесной подшипник», к заднему мосту идёт очень правдоподобный и изящный карданный вал.
ЗИС-150 Отдельной деталью изготовлена выпускная система и бензобак.
Балка переднего моста и задний мост, через рессоры, присоединены к раме. Приведём лишь один пример: рессоры имеют такую высокую детализацию и проработку деталей, что поневоле удивляешься тому мастерству, с которым разработчики творили это маленькое чудо - на подвеске заднего моста в месте крепления стремянок есть шестигранная имитация стягивающих гаек.
Как известно, Генри Форд, в свое время утверждал, что 80% красоты автомобиля - в его колёсах.
Применительно к рассматриваемой модели, колёса, а особенно шины «на высоте». ЗИС-150Особенно восхищают шины - резина с реалистичным протектором «ломаный зигзаг». На боковинах присутствует маркировка, которая, при сравнении её с подобной у ГАЗ-66 (истинного шедевра от «Русской коллекции») лишь немного уступает ему по изяществу воспроизведения надписей и прочих специальных обозначений.

ЗИС-150Кабина
Установив кабину на раму, приступим к её осмотру. Как уже отмечалось, вся машина очень красивая и точная, и кабина тут не исключение. Откидываемый вперед вместе с зеркалами заднего обзора капот даёт прекрасное представление обо всём, что находится под ним.
Кабина имеет открываемые двери, которые дают возможность рассмотреть всю красоту и проработанность «салона». ЗИС-150Однако рамки дверей получились грубоватыми, что обусловлено технологическими требованиями при разработке самой модели. И если отсутствие «стёкол» в боковых окнах можно объяснить тем, что они просто «опущены» в полость дверей, то отсутствие боковых форточек на модели такого класса воспринимается с некоторым удивлением.
Лобовое стекло изготовлено отдельной деталью и установлено очень точно. А вот наличие «дворников», отлитых заодно с лобовым стеклом, хотя и окрашенных в чёрный цвет, уже не столько удивляет, сколько огорчает. Учитывая степень детализации модели, можно было учесть и такую «мелочь».
Вся «светотехника» на модели изготовлена из прозрачной пластмассы, имитирующей стекло с очень высококачественной фактурой поверхности.

ЗИС-150Грузовая платформа
Грузовая платформа - это и есть тот «рюкзак», который время от времени должен чем-то наполняться, завершая целостность образа машины-труженицы.
Что можно сказать? Только одно - качественная работа. Кроме того, к грузовой платформе (к подрамнику) крепятся очень реалистичные брызговики с эмблемой «РА^», которые играют далеко не последнюю роль в положительном восприятии модели.
Рассмотрев основные моменты базовой модели, самое время остановиться на вариантах исполнения.

ЗИС-150Гражданский грузовик
Рассмотрев его в качестве «подопытного кролика», нам остаётся добавить только одно: модели окрашиваются в синий, серо-голубой, белый или зелёный цвета.

Военный грузовик

От гражданской версии отличается наличием установленных поверх основных бортов дополнительных решёток и дуг тента, хотя самого тента нет. Окрашена модель в светло-зелёный цвет.

Гражданская автоцистерна
А вот глядя на этот вариант, несмотря на все его «плюсы» и «минусы», не покидает чувство кустарности изготовления самой цистерны. Так поручни и лестница на ней изготовлены из проволоки пайкой. Нам ни разу не удалось увидеть их ровными - везде присутствует деформация.
Кабина и основание автоцистерны окрашены в синий цвет, сама цистерна - в цвет «слоновая кость». На цистерну тамповкой нанесены иероглифы. Если провести аналогию с окраской отечественных автоцистерн, то больше всего этот вариант напоминает молоковозы, но увы, у китайцев это бензовоз, как утверждает надпись на коробке.
Кроме того, этот вариант имеет ещё одну особенность - на кабине расположен огнетушитель. Пожарная автоцистерна Этот вариант полностью идентичен гражданской автоцистерне и отличается от него только цветом - модель красная. На саму цистерну нанесена пара иероглифов и надпись «ВЕПШС» (Пекин).

ЗИС-150Бортовой грузовик аварийно-технической помощи с подъёмником
Очень интересная модель, на полу грузовой платформы которой смонтирован действующий коленчатый подъёмник типа «ножницы». По верху бортов установлена защитная решетка, которая, так же как и «рабочая клеть» подъёмника, изготовлена из паяной проволоки, что так же очень смахивает на «кустарщину». Модель окрашена в оранжево-желтый цвет.
И если рассмотренные модели ещё можно приобрести (хотя это и не самое дешёвое удовольствие - цена колеблется от 50 до 100 евро), то есть особая «под-серия», которую «собрать» очень тяжело. Представленные в ней модели выпускаются мелкой серией (заводская конверсия) и претендуют на классификацию - «промышленные модели».

ЗИС-150 Бортовой грузовик с прицепом

Сам грузовик практически ничем не отличается от вышеописанного. Конструкция же прицепа заслуживает особого внимания. Грузовая платформа - точно такая же, как и у грузовика, закреплена на раме. Тележка передней оси - поворачиваемая. Цветовая гамма, такая же, как и у базового грузовика.

ЗИС-150 Седельный тягач
В отличие от базового грузовика, тягач имеет немного укороченный задний свес рамы, 2 бензобака и две запаски, установленные вертикально за кабиной, а также оригинальное сцепное седло.
Полуприцеп - одноосный, представляет собой две соединённые между собой грузовые платформы от базового грузовика. Как и в предыдущем варианте, эта конструкция полностью соответствует таковой у реальных прототипов.
В задней части полуприцепа, кроме традиционных жёлтых и красных фонарей присутствует и один белый - «фонарь заднего хода». В передней части - реалистично имитированы соединительные шланги и кабели.
«Внутризаводской» седельный тягач от предыдущего варианта отличается наличием в полуприцепе «машинокомплекта», состоящего из оперения, кабины и силового агрегата. Всё это помещено в деревянные контейнеры.
ЗИС-150 Система залпового огня Наиболее интересный вариант. На укороченном шасси расположен 12 ствольный «самовар» для ведения огня 120 мм реактивными снарядами. Установка имеет две степени свободы. Модель окрашена в светло-зелёный цвет, характерный для автомобилей Китайской народной армии. Что касается качества изготовления самой установки, то определенная «кустарность» изготовления просматривается и здесь.
И всё же, несмотря на все «минусы», модели этого семейства займут достойное место на полках коллекционеров, и те, кто сумеет собрать их все, будут, безусловно счастливы. Ну а те, кому повезет поставить хотя бы одну модель, поверьте, будут не менее довольны таким приобретением.