"Рад Шлеппер Ост" или тягач профессора Фердинанда Порше
Адольф
Гитлер, как и другие диктаторы XX века, мнил себя специалистом во всех
областях, способным давать ценные указания по любому вопросу. Как
известно, командовал он и конструкторами автомобилей. Надо признать,
указание о создании «фольксвагена» оказало огромное влияние
на историю автомобилизации второй половины XX в. Но больше было
промахов и самым крупным, во всяком случае, по размерам, был К80.
Но начнём по порядку. Сражения 1941-1942 гг. на Восточном фронте сильно
сократили парк артиллерийских тягачей вермахта, но по настоящему
тяжёлое положение у немецких войск сложилось поздней осенью 1941 г.,
когда буквально за несколько дней почти весь автотранспорт встал,
застряв в русской грязи. Положение частично удалось исправить,
мобилизовав трофейные русские гусеничные трактора, тягачи и исправные
танки. Но к весне 1942 г., когда началось таяние снегов, всё опять
повторилось. Стало ясно - для бездорожья нужны совершенно другие
тягачи, нежели те, которые состоят на вооружении вермахта.
Так как автомобильная промышленность была «по горло»
завалена военными заказами, 6-й отдел Управления вооружений создал
специальную комиссию под руководством профессора Фердинанда Порше,
которая рассмотрела разработанные специалистами завода
«81еуг» проекты гусеничного и колёсного тягачей на базе
агрегатов полно-приводного (4х4) грузовика 81еуг 1500А.
Гусеничный RSO (Raupen Schlepper Ost - гусеничный тягач
«Восток») получился довольно удачным, а вот колёсная машина
под тем же индексом RSO (Raupen Schlepper Ost -колёсный тягач
«Восток») не получился - замена обычных колёс огромными
спицованными, диаметром 1,5 м, не превратила лёгкий грузовик в мощный
тягач. И тут в ход разработок вмешался фюрер, с самого начала следивший
за всем этим. Он помнил, как в годы первой мировой войны громадные
колёсные тягачи Аи§1го Эа1ш1ег М16 таскали 305 мм осадные орудия.
Решив, что подобные автомобили и есть то единственно правильное
направление разработок, Гитлер поручил профессору Ф. Порше, которому,
как австрийцу, он очень доверял, создать современный вариант
впечатлившей его в годы той войны машины. Причём он прямо говорил о
необходимости в целях экономии резины использовать цельнометаллические
колёса с грунтозацепами.
Итак, конструкторское бюро профессора Порше получило официальный заказ
от Управления вооружений на создание тягача с колёсной формулой 4х4, а
завод «8кода» в Пльзене - указание готовиться к
производству прототипов. Возможно, что это тоже был не случайный выбор
- в годы первой мировой разработанные фирмой «Аш1го
Эа1ш1ег» тягачи выпускались для нужд австро-венгерской армии
именно заводами «8кода» (как и осадные мортиры, которые эти
тягачи таскали).
В конструкторском бюро Порше новая разработка получила индекс
«175». Согласно «выставленным фюрером вехам»
инженеры разработали короткий и высокий (размеры 6220x2300x3065 мм,
база - ровно 3000 мм) тягач на огромных металлических дисковых колёсах
диаметром 1500 мм. На первых прототипах для облегчения веса в дисках
были сделаны отверстия, от которых потом отказались. Благодаря этим
колёсам клиренс изделия «175» составлял 490 мм.
В соответствии с требованием обеспечения хороших пусковых качеств на
«175-й» установили четырёхцилиндровый верхнеклапанный
бензиновый двигатель воздушного охлаждения. Рабочий объём двигателя -
6024 см3, мощность - 90л.с. при 2000 об/мин. В качестве
«пускача» использовалась половинка двигателя
«Фольксваген» мощностью 12л.с. Трансмиссия достаточно
сложная: крутящий момент от двигателя через 5-ступенчатую механическую
КПП и раздаточную коробку передавался на ступицы колёс отдельными для
каждого колеса карданными валами. Подвеска - на продольных
полуэллиптических рессорах с упорными штангами, образующими с мостами
треугольники. Тягач полной массой в 12 т на ровной дороге развивал
скорость 15 км/час, а его двигатель пожирал неимоверное количество
дефицитного в Германии бензина - 100 л на 100 км, поэтому бака в 250 л
хватало в лучшем случае на 125 км. После провалившегося первого показа
в октябре 1942 г. и представления двух прототипов 4 января 1943 г.
недалеко от бункера Гитлера «Вольфшанце» самому фюреру,
вначале было даже отказано в выделении бензина для дальнейших испытаний!
Все же Гитлер поддержал своего фаворита и Порше продолжил работы,
несколько улучшив конструкцию. Глушитель из-под рамы перенесли на
крышу, изменили форму грунтозацепов и передаточные числа в трансмиссии,
за сцеплением была установлена гидромуфта Voith 384T.
Тем не менее, специалисты Управления вооружений были прямо-таки
несчастны -вопреки их мнению, войскам навязывали явно неудачный,
слабосильный (мог тянуть всего-то 5-тонный прицеп), тихоходный тягач.
Что из того, что он преодолевал брод в 1,18 м и взбирался на уклон в 33
градуса? Маленькая скорость, большой радиус разворота (14 м) и большая
высота делали его непригодным для использования близко к фронтовой
линии. Но фюрер есть фюрер, и против его мнения пойти никто не решался.
Повторный показ улучшенной конструкции К80 весной 1943 г. послужил
основой для заказа серии из 200 шт. К концу года заводы
«8кода» выполнили заказ. Правда, была сделана попытка
сократить заказ наполовину, но завод, чувствуя поддержку самого фюрера,
письмо из Управления вооружений попросту проигнорировал.
И вот 200 шт. К80 готовы, а куда их отправлять? За 1943 г. фронт
приблизился к границам Польши, Чехословакии, а здесь дороги были лучше
российских и RSO вроде бы не требовались. Тогда часть тягачей зимой
1944-1945 гг. перебросили на Запад в Голландию. Но
эти окрашенные в тёмно-жёлтый цвет монстры, которых местное население
считало частью какой-то системы тайного оружия, на дорогах показывались
редко - для них просто не выделяли бензин. Их пытались использовать в
инженерных подразделениях и для разрушения железных дорог. На поле боя
несколько RSO появились во время Арденнской операции, где их захватили
американцы.
В общем, большинство RSO были брошены немцами на путях отступления и позднее разрезаны на металлолом. Оставшиеся
в восточной части Германии эпизодически использовались в дорожном
строительстве вплоть до 1960 г. В этом же году в Штутгарте нашли один
RSO. Этот тягач оставался на территории фирмы «Porsche» и
перед приходом американцев кто-то загнал его в находившийся рядом со
зданием пожарный пруд. Во время бомбардировки стены рухнули и
похоронили тягач. Когда в 1960 г. начали расчищать развалины, нашли и
останки RSO. Но для восстановления они не годились.