Прообразы первых пожарных машин
История
создания пожарной техники относится к глубокой древности. Ещё до нашей
эры древнегреческий механик-изобретатель Ктеси-бей сконструировал
машину, которая, по описанию римского архитектора Витрувия, была
способна «выбрасывать воду вверх». Основным конструктивным
элементом этой машины был поршневой двухцилиндровый насос. Однако
изобретение Ктесибея было забыто и только в XVI в. в Аугсберге
(Германия) золотых дел мастер Антон Платнер построил ручной пожарный
насос, с помощью которого можно было подавать воду в виде струи на
расстояние 6-8 м от машины. В 1672 г. в Амстердаме голландец Ян ван дер
Гейде создал выкидной рукав для насоса, что позволило тушить пожар.
В России «водоливные пожарные трубы» начали применять с
XVII в. Эти трубы представляли собой ручной поршневой насос в виде
трубы с наконечником. Длина труб достигала более аршина (около 70 см).
Изготовляли их из листовой меди или из дерева.
После изобретения паровой машины в Лондоне в 1829 г. была построена
первая пожарная установка, насосы которой приводились в действие паром.
Такая установка перевозилась на конных повозках.
В нашей стране паровые пожарные насосы появились в 1862 г. В 1868 г.
русский изобретатель А.И. Шпаковский опубликовал брошюру
«Значение для России паровой силы, как средства к тушению
пожаров». Следует заметить, что Шпаковский являлся сторонником
широкого внедрения в практику пожарной охраны паровых пожарных машин.
Им, в частности, была построена паровая пожарная машина, в качестве
топлива которой использовался скипидар. Этот насос был испытан в
Петербурге и показал хорошие результаты. Через 4 мин после начала топки
насос стал подавать 600 л/мин воды, причём дальность действия водяной
струи составляла более 30 м. Быстрый ввод в действие насоса значительно
повышал его тактико-технические качества. Изобретателем было налажено
производство этих насосов. Ими снабжались пожарные команды Петербурга,
Москвы, Ярославля, Твери и др. городов.
Чуть позже Шпаковский перевёл свои паровые машины на более дешёвый вид
топлива. Постепенно паровые пожарные насосы нашли широкое применение в
России.
Во второй половине XIX в. паровые пожарные насосы, или как их тогда
называли «паровые пожарные машины», исчислялись в России
единицами. В конце 90-х годов XIX в. первые паровые пожарные насосы
появились лишь в наиболее крупных городах (Петербурге, Москве и др.), в
небольших городах - значительно позже. В Саратове, например, первая
пожарная машина появилась лишь в 1914 г. Первые пожарные насосы
выпускались 3-х видов: малые - производительностью от 500 до 1000 л
воды в минуту, средние - 1500 л и большие - 2000 л. Для морских портов
Петербурга, Риги, Архангельска и Одессы были изготовлены паровые насосы
производительностью от 4000 до 9000 л/мин. Как видим,
производительность паровых насосов была достаточно велика. Но эти,
возимые на конных ходах, паровые и бензомоторные насосы стоили очень
дорого. Поэтому для большинства городов паровая труба (насос) являлась
недосягаемой роскошью. В большинстве городов на вооружении пожарных
частей были более дешёвые малопроизводительные ручные насосы, требующие
большого числа людей для приведения их в действие.
В то же время для тушения паровые пожарные машины применялись редко. В
Перми, например, паровую машину вывозили для тушения только в тех
случаях, когда за ней присылали людей с места пожара и приводили
лошадей. Это объяснялось тем, что, во-первых, паровые пожарные насосы
надо было вывозить на специальных тяжёлых конных повозках мало
подходивших к бездорожью, которое было особенно распространено в то
время. Во вторых, на разогрев парового насоса требовалось много
времени, и его готовность к действию наступала не ранее чем через 15-20
мин, то есть тогда, когда в котле создавалось необходимое давление
пара. Если до места пожара было большое расстояние, котёл начинали
растапливать ещё в пути следования. Таким образом, паровые пожарные
машины можно было применять только при затяжных пожарах. Нередко
паровые пожарные насосы использовали лишь для заливки остатков
сгоревших зданий и, в лучшем случае, для защиты соседних зданий от
возгорания.
Основным средством тушения пожаров являлись заливные трубы. Они не
имели приспособлений для всасывания воды из естественных источников, а
снабжались специальными наливными ящиками (коробами), куда вода
заливалась вёдрами или из бочек. Нагнетательный механизм (насос),
помещённый в жёстко закреплённый наливной ящик, подавал воду к месту
пожара по рукавам. Подача воды на пожар с помощью заливных пожарных
труб требовала больших затрат ручного труда для её перекачки по рукавам
и непрерывного подвоза конно-бочечными ходами. Так в конце XIX в. для
обслуживания одной заливной пожарной трубы назначалось около 50 чел. Из
них 12 чел. в две смены качали коромысла нагнетательного механизма, 8 -
обслуживали выкидные рукава и ствол, а 30 чел., выстроившись в один или
два ряда, подносили к трубе воду вёдрами и ушатами. Дальность
действия водяной струи составляла 12-14 аршин (8-10 м) при максимальной
производительности трубы около 20 вёдер/мин (3 л/с). Заливные трубы
были большими, средними и малыми, в зависимости от количества воды,
подаваемой ими на пожар. При пожаре в здании малую трубу, которую могли
перенести 2-3 чел., устанавливали вблизи очага горения и в наливной
ящик качали воду средней или большой трубами. Большие и средние
заливные трубы во всех случаях были жёстко закреплены на конной
повозке, которую размещали вблизи здания. К началу XIX в. в России
имелись фабрики, изготавливающие пожарные трубы, в том числе большие,
дающие струю воды высотой около 10 сажень (более 20 м). Разработкой
оригинальных конструкций пожарных насосов занимались русские
изобретатели и умельцы Л. Собакин, М. Казаманов, И. Бондаренко, П.
Зарубин, Ф. Блинов. В 1812 г. В Москве и Санкт-Петербурге были
учреждены специальные мастерские - пожарные депо для «делания
огнегасительного инструмента и рассылки его по всем губерниям».
Сначала пожарными на вооружении использовались трубы образца 1837 г., а
в последствии трубы системы «Пакстенъ», которые в свою
очередь были заменены в 1862 и 1867 гг. французскими. Последние,
например, использовались пожарными командами Петербурга до 1895 г. и
имели большой недостаток - скрытые кожаные клапаны, малейшее засорение
которых вызывало необходимость в полной разборке трубы.
В 1863 г. в Москве был открыт завод противопожарного оборудования
Густава Листа. Завод выпускал ручные пожарные насосы, пожарные бочки на
конных повозках, мелкий инвентарь и прочее оборудование. Дело оказалось
прибыльным, и завод постепенно расширялся. Накануне первой мировой
войны на нём работало около 2 тыс. рабочих. Предприятие имело свои
филиалы в Баку и Петербурге.
Вторым крупным предприятием по производству пожарной техники был завод
«Лангензипе-на и КО» с отделениями в Москве, Киеве,
Харькове и Риге. Завод был основан в 1878 г. и изготавливал ручные и
паровые пожарные насосы, гидропульты, лестницы, огнетушители и т.п.
В 1882 г. в Москве на всероссийской художественно-промышленной выставке
был показан паровой пожарный насос, собранный на заводе Густава Листа
из деталей иностранного производства. В 1896 г. это предприятие
выпустило две паровые пожарные машины полностью отечественного
производства. Они были испытаны в Нижнем Новгороде во время съезда
Российского пожарного общества. Однако массовый выпуск этих насосов был
начат лишь в 1903 г. Так медленно развивалось в России производство
пожарной техники. В 1913 г. в Москве из 11 паровых пожарных машин
только 4 были отечественного производства. В небольших городах России
пожарная охрана располагала только ручными пожарными насосами
(заливными пожарными трубами). Ещё медленнее происходило внедрение
автомобилей в пожарную охрану.
Медленное внедрение паровых пожарных машин в России проходило ещё и
потому, что их надо было ввозить из-за границы и они стоили очень
дорого. Так, за машину производительностью 1200 л/мин платили около 7
тыс. руб., а за машину большей производительности - свыше 15 тыс. руб.
В России сохранились как минимум две паровые заливные трубы. Одна, сделанная в 1862
г.
английской фирмой «Шанд-Мейсон», хранится в
Санкт-Петербурге, её демонстрируют на Выставке противопожарной техники.
А другая, изготовленная в 1912 г. московским заводом «Густав
Лист», «прописана» в Челябинске. Это чудо техники,
покрытое прозрачной защитной плёнкой, красуется перед входом в здание
Пожарно-технической выставки.