Главная | Карта сайта | ДВС | Краны | Автосервис | ТО | КП | Статьи

Прообразы первых пожарных машин

Пожарный обоз конца XIX векаИстория создания пожарной техники относится к глубокой древности. Ещё до нашей эры древнегреческий механик-изобретатель Ктеси-бей сконструировал машину, которая, по описанию римского архитектора Витрувия, была способна «выбрасывать воду вверх». Основным конструктивным элементом этой машины был поршневой двухцилиндровый насос. Однако изобретение Ктесибея было забыто и только в XVI в. в Аугсберге (Германия) золотых дел мастер Антон Платнер построил ручной пожарный насос, с помощью которого можно было подавать воду в виде струи на расстояние 6-8 м от машины. В 1672 г. в Амстердаме голландец Ян ван дер Гейде создал выкидной рукав для насоса, что позволило тушить пожар.
Пожарный обоз конца XIX века В России «водоливные пожарные трубы» начали применять с XVII в. Эти трубы представляли собой ручной поршневой насос в виде трубы с наконечником. Длина труб достигала более аршина (около 70 см). Изготовляли их из листовой меди или из дерева.
После изобретения паровой машины в Лондоне в 1829 г. была построена первая пожарная установка, насосы которой приводились в действие паром. Такая установка перевозилась на конных повозках.
В нашей стране паровые пожарные насосы появились в 1862 г. В 1868 г. русский изобретатель А.И. Шпаковский опубликовал брошюру «Значение для России паровой силы, как средства к тушению пожаров». Следует заметить, что Шпаковский являлся сторонником широкого внедрения в практику пожарной охраны паровых пожарных машин. Им, в частности, была построена паровая пожарная машина, в качестве топлива которой использовался скипидар. Этот насос был испытан в Петербурге и показал хорошие результаты. Через 4 мин после начала топки насос стал подавать 600 л/мин воды, причём дальность действия водяной струи составляла более 30 м. Быстрый ввод в действие насоса значительно повышал его тактико-технические качества. Изобретателем было налажено производство этих насосов. Ими снабжались пожарные команды Петербурга, Москвы, Ярославля, Твери и др. городов.
Пожарный обоз конца XIX века Чуть позже Шпаковский перевёл свои паровые машины на более дешёвый вид топлива. Постепенно паровые пожарные насосы нашли широкое применение в России.
Во второй половине XIX в. паровые пожарные насосы, или как их тогда называли «паровые пожарные машины», исчислялись в России единицами. В конце 90-х годов XIX в. первые паровые пожарные насосы появились лишь в наиболее крупных городах (Петербурге, Москве и др.), в небольших городах - значительно позже. В Саратове, например, первая пожарная машина появилась лишь в 1914 г. Первые пожарные насосы выпускались 3-х видов: малые - производительностью от 500 до 1000 л воды в минуту, средние - 1500 л и большие - 2000 л. Для морских портов Петербурга, Риги, Архангельска и Одессы были изготовлены паровые насосы производительностью от 4000 до 9000 л/мин. Как видим, производительность паровых насосов была достаточно велика. Но эти, возимые на конных ходах, паровые и бензомоторные насосы стоили очень дорого. Поэтому для большинства городов паровая труба (насос) являлась недосягаемой роскошью. В большинстве городов на вооружении пожарных частей были более дешёвые малопроизводительные ручные насосы, требующие большого числа людей для приведения их в действие.
Паровой насос «Шанд-Мейсон», сохранившийся в Санкт-Петербурге В то же время для тушения паровые пожарные машины применялись редко. В Перми, например, паровую машину вывозили для тушения только в тех случаях, когда за ней присылали людей с места пожара и приводили лошадей. Это объяснялось тем, что, во-первых, паровые пожарные насосы надо было вывозить на специальных тяжёлых конных повозках мало подходивших к бездорожью, которое было особенно распространено в то время. Во вторых, на разогрев парового насоса требовалось много времени, и его готовность к действию наступала не ранее чем через 15-20 мин, то есть тогда, когда в котле создавалось необходимое давление пара. Если до места пожара было большое расстояние, котёл начинали растапливать ещё в пути следования. Таким образом, паровые пожарные машины можно было применять только при затяжных пожарах. Нередко паровые пожарные насосы использовали лишь для заливки остатков сгоревших зданий и, в лучшем случае, для защиты соседних зданий от возгорания.
Основным средством тушения пожаров являлись заливные трубы. Они не имели приспособлений для всасывания воды из естественных источников, а снабжались специальными наливными ящиками (коробами), куда вода заливалась вёдрами или из бочек. Нагнетательный механизм (насос), помещённый в жёстко закреплённый наливной ящик, подавал воду к месту пожара по рукавам. Подача воды на пожар с помощью заливных пожарных труб требовала больших затрат ручного труда для её перекачки по рукавам и непрерывного подвоза конно-бочечными ходами. Так в конце XIX в. для обслуживания одной заливной пожарной трубы назначалось около 50 чел. Из них 12 чел. в две смены качали коромысла нагнетательного механизма, 8 - обслуживали выкидные рукава и ствол, а 30 чел., выстроившись в один или два ряда, подносили к трубе воду вёдрами и ушатами. Заливная труба Густава Листа в ЧелябинскеДальность действия водяной струи составляла 12-14 аршин (8-10 м) при максимальной производительности трубы около 20 вёдер/мин (3 л/с). Заливные трубы были большими, средними и малыми, в зависимости от количества воды, подаваемой ими на пожар. При пожаре в здании малую трубу, которую могли перенести 2-3 чел., устанавливали вблизи очага горения и в наливной ящик качали воду средней или большой трубами. Большие и средние заливные трубы во всех случаях были жёстко закреплены на конной повозке, которую размещали вблизи здания. К началу XIX в. в России имелись фабрики, изготавливающие пожарные трубы, в том числе большие, дающие струю воды высотой около 10 сажень (более 20 м). Разработкой оригинальных конструкций пожарных насосов занимались русские изобретатели и умельцы Л. Собакин, М. Казаманов, И. Бондаренко, П. Зарубин, Ф. Блинов. В 1812 г. В Москве и Санкт-Петербурге были учреждены специальные мастерские - пожарные депо для «делания огнегасительного инструмента и рассылки его по всем губерниям». Сначала пожарными на вооружении использовались трубы образца 1837 г., а в последствии трубы системы «Пакстенъ», которые в свою очередь были заменены в 1862 и 1867 гг. французскими. Последние, например, использовались пожарными командами Петербурга до 1895 г. и имели большой недостаток - скрытые кожаные клапаны, малейшее засорение которых вызывало необходимость в полной разборке трубы.
В 1863 г. в Москве был открыт завод противопожарного оборудования Густава Листа. Завод выпускал ручные пожарные насосы, пожарные бочки на конных повозках, мелкий инвентарь и прочее оборудование. Дело оказалось прибыльным, и завод постепенно расширялся. Накануне первой мировой войны на нём работало около 2 тыс. рабочих. Предприятие имело свои филиалы в Баку и Петербурге.
Вторым крупным предприятием по производству пожарной техники был завод «Лангензипе-на и КО» с отделениями в Москве, Киеве, Харькове и Риге. Завод был основан в 1878 г. и изготавливал ручные и паровые пожарные насосы, гидропульты, лестницы, огнетушители и т.п.
В 1882 г. в Москве на всероссийской художественно-промышленной выставке был показан паровой пожарный насос, собранный на заводе Густава Листа из деталей иностранного производства. В 1896 г. это предприятие выпустило две паровые пожарные машины полностью отечественного производства. Они были испытаны в Нижнем Новгороде во время съезда Российского пожарного общества. Однако массовый выпуск этих насосов был начат лишь в 1903 г. Так медленно развивалось в России производство пожарной техники. В 1913 г. в Москве из 11 паровых пожарных машин только 4 были отечественного производства. В небольших городах России пожарная охрана располагала только ручными пожарными насосами (заливными пожарными трубами). Ещё медленнее происходило внедрение автомобилей в пожарную охрану.
Медленное внедрение паровых пожарных машин в России проходило ещё и потому, что их надо было ввозить из-за границы и они стоили очень дорого. Так, за машину производительностью 1200 л/мин платили около 7 тыс. руб., а за машину большей производительности - свыше 15 тыс. руб.
В России сохранились как минимум две паровые заливные трубы. Одна, сделанная в 1862
г.             английской фирмой «Шанд-Мейсон», хранится в Санкт-Петербурге, её демонстрируют на Выставке противопожарной техники. А другая, изготовленная в 1912 г. московским заводом «Густав Лист», «прописана» в Челябинске. Это чудо техники, покрытое прозрачной защитной плёнкой, красуется перед входом в здание Пожарно-технической выставки.