Главная | Карта сайта | ДВС | Краны | Автосервис | ТО | КП | Статьи

«Чайка» Газ-13

Газ-13 «Чайка»Что было в середине января 1959 года? Да вроде бы ничего - премьер-министр Франции отправился за океан на знаковые переговоры с Эйзенхауэром, американский Сенат одобрил поправку Маккарти. А ещё в СССР открылся ХХ1 съезд компартии. К партийному съезду, как считал трудовой народ советских республик, надо делать подарки. Завод ГАЗ сделал особый подарок - новый представительский автомобиль. Да, именно сорок пять лет назад, в январе 1959 г. первые «Чайки» ГАЗ-13 (21 штука плюс резервная машина), все из опытно-промышленной партии, обслуживали делегатов ХХ1 съезда КПСС. Водителями были заводские испытатели с «чистыми» анкетами.
По высочайшему плану, «Чайка» должна была заменить окончательно устаревшие к тому времени ЗИМы. Никто ещё не догадывался, что со временем она станет самым народным российским «членовозом».
Газ-13 «Чайка» Проектирование началось за два года до съезда. Конструкторы не стали особо мудрить и в качестве прототипа взяли Packard 1955 года, на котором, кстати, и завершилась история американской фирмы. В СССР для изучения привезли две модели - Packard 400 с закрытым кузовом и Caribbean  - с открытым. К концу 1958 г. конструктор Николай Шманцев построил первый экземпляр новой «Чайки», который, кстати, удостоился награды на Всемирной выставке в Брюсселе, куда был отправлен сразу после создания. Так что в заснеженный Кремль машина въехала уже награждённой Гран-При на Всемирной выставке 1958 года в Брюсселе.
Газ-13 «Чайка» Так как новый автомобиль был более мощным и комфортабельным, конструкторы на этот раз вместо несущего кузова применили мощную раму. Двигатель - совершенно новый, V-образный 8-цилиндровый с рабочим объёмом 5520 см3 и мощностью 195л.с. Конструктивно он был аналогичен мотору тогда ещё перспективного грузовика ГАЗ-53, но имел большие литраж и мощность. Модель ГАЗ-13, получившая имя «Чайка», соответствовала представлениям о настоящем американском автомобиле конца 1950-х гг.: гидромеханическая коробка передач с кнопочным переключением, гидроусилитель рулевого механизма, электрические стеклоподъёмники и привод антенны, высокая плавность хода. Внешний облик седана длиной 5600 мм и шириной ровно 2 м выполнили в модном тогда «аэрокосмическом» стиле, но со множеством оригинальных художественных решений. Работал над ним горьковский дизайнер Лев Еремеев.
В противоположность ЗИМу, задняя дверь «Чайки» открывалась по ходу движения, а не против. Два дополнительных откидных сиденья в салоне легко убирались в спинку передних кресел.
Интересно, что кроме базового седана ГАЗ-13 «Чайка» небольшими партиями собирались и другие модификации «членовоза».
Газ-13 «Чайка» Чуть позже появились: ГАЗ-13А с кузовом лимузин (у него была сдвижная перегородка между водительским и пассажирским отделениями) и ГАЗ-13Б с кузовом кабриолет (автомобиль имел брезентовый съёмный верх). Сейчас, к сожалению, точно не установить, как именно они выглядели. Многие из сохранившихся на сегодняшний день кабриолетов на самом деле являются переделками серийных седанов, выполненными военными авторемонтными заводами для нужд округов. Единой конструкции они не придерживались. Кроме того, ввиду крайней сложности повторения кинематики подъёмного механизма тента, ремзаводы не делали его подъём автоматическим. Тент на таких автомобилях поднимался и опускался вручную. Впрочем, снимали его, как правило, на один день парада, поскольку переделывались отслужившие своё автомобили именно для этого.
ГАЗ-13 «Чайка» выпускалась до 1981 г., хотя во всех справочниках годом окончания производства значится 1977. Всего было выпущено 3179 автомобилей, в том числе 7-8 кабриолетов ГАЗ-13Б (1961-1962 гг.), 20 санитарных универсалов ГАЗ-13С (их изготавливали на Рижском автобусном заводе для нужд 9 главного управления Минздрава), кроме этого, было собрано некоторое количество лимузинов ГАЗ-13А, катафалк (опытный образец) и даже два универсала-холодильника для перевозки забальзамированного тела вождя Вьетнамской революции Хо Ши Мина подальше от американских бомбёжек. Все машины окрашивались в чёрный цвет, за исключением одной белой «Чайки», подаренной Валентине Терешковой. У начальника Главного управления пожарной охраны г. Москвы машина была красного цвета, попадаются «Чайки» даже зелёного цвета, но это перекрашенные экземпляры.
Газ-13 «Чайка» Само собой разумеется, что первые «Чайки» для индивидуального пользования не предназначались. Но были исключения. Кроме Валентины Терешковой машины были подарены писателю Михаилу Шолохову и первому космонавту Юрию Гагарину. Зато «Чайки» очень неплохо продавались за границу - в Финляндию, страны бывшего «соцлагеря» и Западную Европу. Но настоящая вторая жизнь начиналась у «членовозов» после капремонта: они оседали в «Интуристе», ЗАГСах, где они есть и поныне - какая же свадьба без «Чайки»?
24 ноября 1975 г. автомобилю ГАЗ-13 был присвоен государственный «Знак качества», который, впрочем, оказался для «Чайки» наградой посмертной - в главном КБ уже были закончены работы над новым автомобилем.
Процесс создания новой «Чайки» занял ещё больше времени. В 1963 г. предприняли попытку модернизировать модель. Был изготовлен опытный образец со сдвоенными передними фарами, полосной решёткой радиатора и другими бамперами, но дальше образца дело не пошло. В 1970 гг. разрабатывался полностью новый автомобиль. Изменились форма и размеры рамы, У-образная «восьмерка» получила два карбюратора, а гидромеханическая коробка - селекторное управление. Передняя подвеска впервые в истории завода стала бесшквор-невой, а передние тормоза - дисковыми с двумя суппортами на каждом. Кузов получился очень современным по дизайну и выглядел значительно динамичнее, к тому же он был оригинальным и непохожим ни на какие другие автомобили этого класса.
Первый лимузин «Чайка» ГАЗ-14 был собран на Горьковском автозаводе 14 октября 1977 г. Красивый семиместный автомобиль отличался передовым для советской автопромышленности техническим уровнем и комфортабельностью. Мягкая подвеска со специально разработанными амортизаторами в сочетании с растянутой базой и большими шинами гарантировала, что высокопоставленные товарищи не пострадают от отечественной дорожной действительности даже на скорости 175 км/час. Держать «партийные кости» в тепле помогали три отопителя, встроенные в систему охлаждения двигателя. По спецзаказу на автомобили устанавливалась перегородка между водителем и пассажирами, так что ни одна государственная тайна не могла выйти за пределы узкого круга посвящённых.
По заказу Министерства обороны на базе ГАЗ-14 разработали модификацию «Чайки» с открытым кузовом для приёма военных парадов -ГАЗ-1405 (1982-1988). Было также изготовлено несколько автомобилей с кузовом универсал в санитарном исполнении (на Рижском автозаводе) и даже специальная модификация для кинематографистов ГАЗ-1404 (на ней монтировалось различное киносъёмочное оборудование), выпускавшаяся в 1981 г. Существуют следующие модификации «Чайки» - ГАЗ-14 (19771989), ГАЗ-1401 (1983-1988), ГАЗ-1402 (19831988) и ГАЗ-1403 (1981).
Жизнь ГАЗ-14 оказалась относительно недолгой для автомобилей такого класса - спустя 11 лет после начала производства, в разгар перестройки в 1988 г., правительство СССР приняло решение прекратить производство автомобилей этого класса на ГАЗе. А в 1989 г. был собран единственный «прощальный» экземпляр, после чего производство было полностью прекращено, а технологическая оснастка безвозвратно уничтожена.