Главная | Карта сайта | ДВС | Краны | Автосервис | ТО | КП | Статьи

Колёсные плавающие шасси БАЗ-5937, БАЗ-5938, БАЗ-5939

Колёсные плавающие шасси БАЗ-5937, БАЗ-5938, БАЗ-5939Среди всего многообразия в огромной семье автомобильной техники есть особый класс машин, малоизвестных широкому кругу автомобилистов. Такие автомобили не часто встретишь на улицах городов и дорогах, так как их сугубо военное назначение предопределяет несение нелёгкой армейской службы вдалеке от посторонних глаз. Даже среди многоцелевых автомобилей повышенной проходимости, рассчитанных в первую очередь на эксплуатацию в Вооруженных Силах, которые сейчас принято называть «техникой двойного назначения», колёсные корпусные плавающие шасси занимают особое место. Эти машины, благодаря своему узкоспециальному назначению, не получили широкого распространения, а создавались и использовались для размещения систем вооружения и обеспечения их функционирования в составе боевого комплекса. По понятным причинам в минувшие годы не было принято афишировать технические особенности конструкции этих уникальных по своим характеристикам изделий отечественного оборонного комплекса. Многие из них не имели зарубежных аналогов и значительно опережали мировой уровень развития специальной автомобильной техники. Колёсные плавающие шасси БАЗ-5937, БАЗ-5938, БАЗ-5939Говоря о том, что российский автопром навсегда отстал от прогрессивного Запада, мы как-то забываем, что ещё совсем недавно наши военные машины находились впереди планеты всей, да и сегодня заложенный в них технический потенциал позволяет поддерживать необходимый паритет при ограниченном финансировании перспективных разработок. Несмотря на утилитарное назначение, проходившие в парадных колоннах по Красной площади грозные боевые машины выделялись своей неповторимой красотой, строгими рублёными очертаниями, гармоничным дизайном. Сверкая надраенными зелёными бортами они лихо впечатывали рубчатый след широкого протектора колёс в древнюю брусчатку, заставляя тем самым уважительно смотреть на них зарубежных гостей и наполняя сердца соотечественников заслуженной гордостью. Давно отгремели те парады и сегодня только пешие колонны чеканят шаг перед Мавзолеем, да и на смену некогда непревзойденным системам вооружения приходят более современные. Но в документальных кадрах с очередных учений или репортажах «из горячих точек» мы всё ещё видим прославившиеся на весь мир и до сих пор находящиеся в строю боевые машины на шасси плавающих автомобилей Брянского автозавода. О них и пойдёт сегодня речь.
Колёсные плавающие шасси БАЗ-5937, БАЗ-5938, БАЗ-5939 Своим появлением трёхосные колёсные плавающие корпусные шасси обязаны разработке нового самоходного автономного войскового зенитного ракетного комплекса «Оса» (изделие 9КЗЗ), работы по которому были заданы Постановлением Совета Министров СССР от 27 октября 1960 г. Поскольку сам комплекс не относится к изделиям автомобильной промышленности мы остановимся лишь на истории создания и особенностях конструкции базового колёсного шасси БАЗ-5937 и его модификаций.
Колёсные плавающие шасси БАЗ-5937, БАЗ-5938, БАЗ-5939 В техническом задании на разработку автономного зенитного комплекса впервые перед конструкторами ставилась задача размещения на одном самоходном плавающем шасси всех боевых средств (пусковой установки с ракетами, радиолокационной станции, средств связи, навигации, топопривязки, источников электропитания и встроенного контроля). Предполагаемая масса оборудования составляла 4,5-6 т. Выдвигались также жёсткие требования для транспортировки самолётом типа АН-12 и железнодорожным транспортом в пределах габарита 02-Т. Предварительно в качестве самоходной базы комплекса рассматривались опытные образцы бронетранспортёра ЗИЛ-153, начавшего выпускаться серийно на ГАЗе бронетранспортера БТР-60П и многоцелевого гусеничного транспортёра-тягача Харьковского тракторного завода МТ-ЛБ. Однако из-за низкой грузоподъёмности базовых шасси предложенные варианты были отвергнуты. Выбор пал на перспективное шасси модели «1040» Кутаисского автомобильного завода (КАЗ), выполненное на базе опытного бронетранспортёра (изделие «1015»). Его грузоподъёмность составляла 3,5 т, а с учётом конструкции можно было рассчитывать на некоторое увеличение полезной нагрузки до требуемых значений. Однако в виду очень слабой конструкторской и производственной базы КАЗа, а также отсутствия достаточного производственно-технологического опыта у курировавших проект специалистов Военной Академии бронетанковых войск им. маршала Р.Я. Малиновского, создание полноценного шасси для ЗРК «Оса» неоправданно затянулось. Не всё шло гладко и в деле разработки боевых средств комплекса. Колёсные плавающие шасси БАЗ-5937, БАЗ-5938, БАЗ-5939В результате срыва сроков сдачи готового изделия была назначена Правительственная комиссия - последовали жёсткие оргвыводы и смена разработчиков. Отказавшись от услуг СКБ Кутаисского автозавода предприняли попытку использовать колёсное шасси (изделия «560») Мытищинского машиностроительного завода, но в этом случае полная масса комплекса выходила далеко за пределы, определённые техническим заданием. К тому же перспективы серийного производства колёсного шасси «560» были весьма туманны, а время поджимало и создание полноценной транспортной базы комплекса «Оса» вылилось в первоочередную задачу. Решением комиссии по военно-промышленным вопросам Президиума Совета министров СССР, разработку колёсного плавающего шасси для нового ЗРК поручили молодому конструкторскому коллективу СКБ Брянского автомобильного завода (предприятие «почтовый ящик Р-6753») под руководством главного конструктора Рафаила Александровича Розова, выпускника МВТУ им. Баумана, прошедшего конструкторскую школу ГАЗа. Такое решение не было случайным, ибо в Брянске к тому времени было освоено производство четырёхосного шасси ЗИЛ-135ЛН и начался выпуск длиннобазного шасси собственной разработки БАЗ-135МБ. Неплохие результаты показали опытные машины, разработанные на БАЗе - четырёхосный автомобиль БАЗ-930 и боевая машина пехоты «объект 1200», была уверенность, что конструкторы БАЗа справятся и с этой сложной задачей. Тем не менее, задание оказалось действительно не простым. Колёсные плавающие шасси БАЗ-5937, БАЗ-5938, БАЗ-5939Предстояло в кратчайшие сроки создать и поставить на производство боевую плавающую машину с предельными показателями подвижности, манёвренности, грузоподъёмности, с жёсткими ограничениями по габаритам и полной массе, отвечающую не одному десятку специальных требований, выдвинутых создателями боевых средств ЗРК. Работы начались в 1966 году. Ведущими конструкторами колёсного шасси были назначены И.Л. Юрин, В.Т. Авер-шин, И.В. Гринченко и В.В. Лазарев. За основу конструкции приняли схему корпусного плавающего шасси-«лодки» (кстати, термин «лодка» прижился и до сих пор применяется на БАЗе в отношении шасси для ЗРК «Оса») с дизельным двигателем, бортовой схемой трансмиссии, трёхосной ходовой частью с равномерным расположением осей по базе, широкопрофильными шинами переменного давления, передними и задними управляемыми колёсами. Первоначально машине присвоили индекс по старой системе нумерации БАЗ-937, но затем в соответствие с новым ГОСТом изменили на БАЗ-5937 (рис. 2). Безусловно, определённое влияние на конструкцию изделия оказало серийное шасси БАЗ-135ЛМ (ЗИЛ-135ЛМ). С него были заимствованы некоторые технические решения, а также отдельные узлы и агрегаты, что в определённой мере сокращало сроки освоения производства, уменьшало номенклатуру запасных частей и несколько снижало цену конечного изделия, хотя специальная машина такого класса по определению не может быть дешевой, но этого в то время никто и не требовал, да и на финансирование новой военной техники государство не скупилось. Колёсные плавающие шасси БАЗ-5937, БАЗ-5938, БАЗ-5939Основу БАЗ-5937 составлял герметичный несущий корпус, сваренный из листовой стали, со встроенной внутри рамой. Жёсткость корпуса обеспечивалась элементами крыши, стойками, усилителями, рамой и герметичной перегородкой, разделяющей корпус на две части. Спереди находилось отделение управления, сзади - моторный отсек. Передняя часть отделения управления служила для размещения механика-водителя и командира машины, органов управления и контрольных приборов (рис. 3). В средней части корпуса под погоном для антенно-пускового устройства размещались средства связи, блоки аппаратуры и рабочие места операторов наведения, поиска и дальности. Силовое отделение отделялось герметичной перегородкой, в которой имелась дверь для доступа к двигателю с обслуживающими системами и агрегату питания ЗРК. Кстати, в аварийных ситуациях выход экипажа из машины, помимо основного посадочного люка, осуществлялся через открывающееся ветровое окно или дверь в перегородке с последующим выходом через люк в крыше силового отделения. В качестве силовой установки был выбран новый универсальный танковый дизель 5Д20Б-300 производства Барнаульского завода транспортного машиностроения с максимальной мощностью 300л.с. при 2600 об/мин коленчатого вала. Двигатель являлся модификацией дизеля УТД-20, который устанавливался на БМП. Колёсные плавающие шасси БАЗ-5937, БАЗ-5938, БАЗ-5939К особенностям данного мотора следует отнести: У-образное расположение шести цилиндров с углом развала 120О; разные шатуны для правого и левого ряда с центральным сочленением; систему смазки с сухим картером; эжекторную систему охлаждения с отсосом пыли из воздухоочистителя и механизмом защиты от попадания воды в двигатель. Для подогрева всасываемого воздуха в зимнее время в систему охлаждения был включён теплообменник, состоящий из двух радиаторов. Необычным были четыре клапана на каждый цилиндр, по два распредвала в каждой головке блока цилиндров с шестерёнчатым приводом, дублированная система пуска - электростартером или сжатым воздухом из баллонов высокого давления. Конструкторы БАЗа не случайно остановили свой выбор на двигателе 5Д20Б-300. Быстроходный четырёхтактный дизель был экономичен, компактен и достаточно лёгок. Его масса составляла 665 кг. Конечно, по своему ресурсу танковый двигатель значительно уступал автомобильному, но для боевой машины это не имело решающего значения. Колёсные плавающие шасси БАЗ-5937, БАЗ-5938, БАЗ-5939В то же время крайне жёсткие массово-весовые и габаритные требования заказчика заставляли экономить на многих элементах конструкции. Пришлось даже сократить до минимума запас топлива, установив на машину один топливный бак ёмкостью 320 л, а чтобы достичь приемлемого запаса хода, пошли на маленькую хитрость, но об этом чуть ниже. Для облегчения пуска двигателя в зимнее время установили достаточно простой и высокоэффективный пусковой подогреватель, работающий на дизельном топливе. Крутящий момент от двигателя через двухдисковое сцепление с дистанционным гидравлическим приводом с пневмоусилителем (аналогичный по конструкции привод сцепления получат впоследствии грузовики КамАЗ) передавался на механическую пятиступенчатую коробку передач с синхронизаторами на 2-й, 3-й, 4-й, и 5й передачах и двумя отборами мощности на привод водомётных движителей. Далее в силовую передачу была включена двухступенчатая раздаточная коробка с межбортовым блокируемым дифференциалом (такая схема трансмиссии на многие годы стала визитной карточкой машин Брянского автозавода). От коробки крутящий момент передавался на колёса левого и правого бортов через бортовые передачи и колёсные редукторы. Таким образом у машины отсутствовали ведущие мосты в прямом понимании этого слова, зато трансмиссия включала в себя 16(!) карданных валов. Подвеска колёс независимая, торсионная с телескопическими амортизаторами для каждого колеса. Подходящих по размеру и допустимой нагрузке шин в ассортименте отечественных шинных заводов не оказалось, поэтому специалисты центрального отраслевого НИИ шинной промышленности в короткие сроки разработали конструкцию широкопрофильной шины с регулируемым давлением модели И-247Б размером 1200x500-508 и максимальной нагрузкой 3300 кгс.
Колёсные плавающие шасси БАЗ-5937, БАЗ-5938, БАЗ-5939 Кстати, конструкция шины И-247Б оказалась настолько удачной, что её впоследствии применили на сельскохозяйственном самосвале Урал-5557. Естественно, что БАЗ-5937, как и все отечественные боевые колёсные машины, оснастили системой регулирования давления воздуха в шинах. Для преодоления водных преград на плаву шасси имело два водомётных движителя, которые сообщали полностью гружёной машине скорость на воде до 8 км/ч. Для удаления попавшей в корпус воды служили два центробежных насоса с электроприводом общей производительностью 240 л/мин. Наблюдение при движении на плаву осуществлялось через два прибора, установленных в специальные ниши перед механиком-водителем и командиром машины. Тормозная система с пневмогидравлическим приводом останавливала движущееся со скоростью 40 км/ ч шасси с полной нагрузкой на расстоянии 19,9 м. Рулевое управление, снабжённое гидроусилителем, воздействовало на колеса первой и третьей осей, а наименьший радиус поворота на суше составлял 12 м. Управление машиной на плаву осуществлялось за счёт поворота колёс и прикрытия заслонок водомёта соответствующего борта. Радиус циркуляции на воде - 7 м.
Электрооборудование шасси напряжением 24В выполнили в экранированном исполнении. Источниками электроэнергии являлись генератор Г-290 переменного тока мощностью 3кВт и две танковые батареи 12-СТ-70М. Необходимо отметить большое количество дополнительного оборудования, смонтированного на базовом колёсном шасси БАЗ-5937: гидросистема для управления машиной при движении на плаву и управления люками, коробка отбора мощности для привода гидронасосов, компрессор высокого давления и генератор (для обеспечения электропитанием аппаратуры боевой машины на стоянке), являющийся дополнительным источником питания. Основным источником питания оборудования комплекса служит установленный в силовом отделении автономный генератор, приводимый в действие газотурбинным двигателем ГТД-Э56. Кроме того, при работе на стоянке, имелись вводы для электропитания от внешнего источника. Для вентиляции аппаратуры служила замкнутая система вентиляции блоков с воздухо-воздушными тепло-съёмниками и вентиляторами-сепараторами. В зимний период обогрев осуществлялся отопителем, размещённым в носовой части машины. Система связи включала в себя две радиостанции Р-123М, которые служили для внешней связи, и танковое переговорное устройство Р-124 для внутренней связи между членами экипажа. При работе на стоянке использовался полевой телефон ТА-57. Вождение машины ночью в условиях светомаскировки обеспечивалось приборами ночного видения, которыми пользовались механик-водитель и командир. Очистка воздуха при прохождении боевой машиной зоны, зараженной радиоактивными и химическими отравляющими веществами, осуществлялась фильтровентиляционной установкой, а обнаружение - измерителем мощности дозы. На шасси монтировалась система автоматического пожаротушения для ликвидации пожара в моторном отделении и отсеке агрегата питания. Управление системой осуществлялось в ручном (с места водителя) или автоматическом режиме.
Все работы по разработке колёсного плавающего шасси БАЗ-5937 в СКБ (впоследствии ОГК) Брянского автозавода осуществлялись в тесном взаимодействии с генеральным разработчиком зенитно-ракетного комплекса «Оса» НИИ-20 (впоследствии НИЭМИ МРП). Главным конструктором «Осы» был директор НИЭМИ В.П. Ефремов, а его заместителем И.М. Дризе. Непосредственное участие в создании БАЗ-5937 принимали так же сотрудники 38-го Военного представительства МО СССР под руководством Н.Т. Кащеева и офицеры Главного автомобильного управления МО. Они не были сторонними наблюдателями, а активно включались во всю технологическую цепочку - конструкторское проектирование, технологическая подготовка, изготовление деталей, сборка и испытания. Поэтому военные автомобилисты могут с полным правом считать себя соавторами такой уникальной машины. Полномасштабные испытания колёсного шасси проводились на полигоне 21 Научно-исследовательского и испытательного автотракторного института в г. Бронницы Московской области. Начальник института - генерал-майор И.В. Балабай, в дальнейшем генерал-полковник, начальник Главного автобронетанкового управления МО СССР, заместитель начальника института по научной работе - генерал-майор М.Я. Пронштейн, заместитель начальника института по испытательной работе - полковник И.Я. Игнатенко. В марте-июне 1970 г. на Эмбенском полигоне (начальник полигона В.Д. Кириченко) прошли заводские испытания зенитно-ракетного комплекса «Оса», а с июля 1970 г. по февраль 1971 г. проводились государственные приёмочные испытания комплекса под руководством председателя госкомиссии М.М. Савельева. Говоря о подвижности ЗРК следует упомянуть, что боевая машина (изделие 9А33Б) со средствами разведки, наведения и пуска, с четырьмя управляемыми зенитными ракетами 9М33 полной массой 18680 кг (масса снаряженного шасси 10650 кг) могла развивать максимальную скорость по шоссе 70 км/ч (на отдельных участках до 80 км/ч), по грунтовым и просёлочным дорогам - до 30 км/ч, по местности - 10-15 км/ч, на плаву - 8 км/ч. Машина преодолевала подъём до 30О, проходила косогоры с креном до 20О, преодолевала ров шириной 2 м, имела запас плавучести на воде - 25% и могла двигаться на плаву с креном в 15О. Контрольный расход топлива составлял 42 л на 100 км пути. Запас хода по контрольному расходу топлива (без учёта работы агрегатов питания) - до 700 км. Габаритные размеры базового шасси БАЗ-5937: длина - 9165 мм, ширина - 2782 мм, высота по кольцу погона 1948 мм. База шасси 5400 мм (2800+2600), колея - 2275 мм, дорожный просвет 430 мм. Время готовности 9А33Б к боевой работе с учётом запуска ГТА не превышает 4 мин. Боевая машина могла транспортироваться железнодорожным транспортом в габарите 02-ВМ, самолётом типа ИЛ-76 с укладкой антенно-пускового устройства АПУ.
Результаты испытаний были успешными и комплекс «Оса» был принят на вооружение Постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР от 4 октября 1971 г. В том же году серийное производство колёсного шасси БАЗ-5937 было организовано на Брянском автозаводе. Готовые шасси поступали на Ижевский электромеханический завод (в настоящее время ФГУП «ИЭМЗ «Купол»), где на их базе монтировалось боевое оборудование зенитно-ракетного комплекса. Выпуск зенитных ракет 9М33 осуществлялся на Кировском машиностроительном заводе им. XX Партсъезда (ныне ВМП «Авитек»). Ракеты поставлялись в войска в боеготовом виде и не требовали дополнительных проверочных работ при вводе в эксплуатацию, кроме регламентных проверок один раз в год. За создание зенитно-ракетного комплекса «Оса» и его составляющих многие разработчики комплекса были удостоены Государственной премии, получили правительственные награды. Комплекс был действительно уникальным и по многим параметрам значительно превосходил все войсковые зенитные комплексы аналогичного класса.
Помимо боевой машины (БМ) 9А33Б (рис. 4) в состав ЗРК «Оса» 9К33 входили и другие, смонтированные на автомобильных шасси. Так, для заряжания (разряжания) ракетами боевой машины, временного хранения ракет и их транспортировки служила транспортно-заряжающая машина (ТЗМ) изделие 9Т217Б (рис. 5а, 5б) на колёсном плавающем шасси БАЗ-5939 (рис. 5). ТЗМ состояла из оборудования, которое включало в себя поворотный консольный кран с гидроприводом модели 4033Б, грузоподъёмностью 610 кг (при максимальном вылете стрелы 5 м), гидрооборудование, пакет, подрамник, две траверсы, две площадки и тент. Для обеспечения устойчивости ТЗМ при погрузочно-разгрузочных работах имелись два домкрата, приводимые в действие гидросистемой.
Управление краном и домкратами осуществлялось шестью рукоятками с пульта, расположенного в передней части шасси.
Для контроля горизонтальности имелись контрольные уровни, а при работе в ночное время предусматривалось освещение в основном и светомаскировочном режимах. Перегрузка ракет на ТЗМ производилась с помощью одно-захватной и трёх-захватной траверс, которые соединялись со стрелой крана шарнирной подвеской, предохраняющей ракеты от раскачивания при ветровых нагрузках. ТЗМ 9Т217Б могла перевозить от одной до 12 ракет, закреплённых в пакетах (по 6 ракет с каждой стороны машины). Для маскировки и защиты уложенных на ТЗМ ракет от атмосферных осадков, пыли, грязи и попадания воды при преодолении водных преград, грузовой отсек оборудовался тентом. Помимо транспортировки ракет ТЗМ выполняла ещё одну задачу - служила топливозаправщиком для боевой машины 9А99Б. Для этого шасси БАЗ-5939 оборудовалось двумя топливными баками общей ёмкостью 640 л и насосом с электроприводом, благодаря чему можно было производить дозаправку боевой машины во время привалов. По конструкции колёсное шасси БАЗ-5939 незначительно отличалось от БАЗ-5937. Оно не имело привода генератора отбора мощности, а вал отбора мощности использовался для привода гидронасоса крана. Масса снаряженной ТЗМ с расчётом (экипаж - 2 чел.) - 14500 кг, полная масса - 16564 кг. Габаритные размеры: длина 9225 мм, ширина 2782 мм, высота 3100 мм. На корпусе БАЗ-5939 отсутствовали отражающие щиты и агрегат питания. В корпусе за нишами передних колёс устанавливалась поперечная перегородка, разделяющая переднюю часть на отделение управления и грузовой отсек. В отделении управления за сиденьями водителя и командира располагалось легкосъёмное сидение оператора. Масса шасси БАЗ-5939 без оборудования ТЗМ - 10600 кг.
Первоначально в состав комплекса 9К33 входила также машина технического обслуживания МТО, изделие 9В210Б (впоследствии 9В210БМ2) на шасси БАЗ-5938 (рис. 6), которая предназначалась для проведения регламентных работ и операций технического обслуживания боевых машин ЗРК «Оса». В средней части корпуса машины МТО располагалось рабочее отделение с необходимым набором ремонтного оборудования, инструментом, приборами проверки и контроля, комплектом запасных частей возимого ЗИП.
Для удобства работы устанавливалась увеличенная по высоте крыша с люками. Габаритные размеры машины технического обслуживания 9В210Б: длина - 9740 мм, ширина - 2782 мм, высота - 2835 мм. Масса в снаряженном состоянии с комплектом ЗИП - 17100 кг. Экипаж машины - 4 чел. Время развёртывания (свёртывания) - 15 мин. Правда, в конце 70-х гг. прошлого века выпуск весьма дорогой и сложной в производстве машины технического обслуживания посчитали нецелесообразным, в результате прекратился и выпуск шасси БАЗ-5938. Вместо него с 1980 г. модернизированный комплекс «Оса-АКМ» оснастили машиной технического обслуживания МТО 9В210МЗ (рис. 7), смонтированной на шасси автомобиля ЗИЛ-131 с кузовом-фургоном К4.131 и одноосного прицепа с бензо-электрическим агрегатом АБ-8Т/230/400М1. Новая МТО выполняла те же функции, что и МТО 9В210БМ2, но была на порядок дешевле и технологичнее в производстве, гораздо удобнее и проще в эксплуатации. Кстати, помимо боевой и транспортно-заряжающей машин выполненных на трёхосных корпусных плавающих шасси в состав зенитно-ракетного комплекса входили специальные машины обеспечения на базе автомобиля повышенной проходимости ЗИЛ-131 (впоследствии ЗИЛ-131Н). Юстировочная машина 9В914 (рис. 8) с телескопической вышкой и аппаратурой с помощью системы ОЮ07-ОБ обеспечивала юстировку антенных систем боевой машины ЗРК. Машина ЗИП2 (изделие 9Ф372 МЗ) (рис. 9) представляла собой обычный автомобиль ЗИЛ-131 с кузовом и тентом, внутри которого были закреплены шесть контейнеров с запасными частями, спец-инструментом и материалами. Для автоматической комплексной проверки параметров бортовой аппаратуры и тренировки магнетронов ракет в войсках применялась автоматизированная контрольно-испытательная подвижная станция (АКИПС) 9В242-1 (рис. 10) смонтированная на шасси автомобиля ЗИЛ-131 (кузовом-фургоном К4.131) и прицепа ИАПЗ-738, на котором устанавливался электропневмоагрегат (ЭПА) 9В617А. Следует упомянуть и комплект наземного оборудования (КНО) обеспечения обслуживания зенитных ракет в войсковых частях, для перебазирования которого так же использовался штатный автомобиль ЗИЛ-131.
Комплекс «Оса» находился на вооружении мотострелковых дивизий в составе зенитного ракетного полка. Каждый полк состоял обычно из пяти зенитных ракетных батарей и командного пункта полка с батареей управления. Зенитная ракетная батарея состояла из четырёх боевых машин 9А33Б и батарейного командирского пункта управления ПУ-12 (ПУ-12М) (рис. 11), выполненного на базе бронетранспортёра БТР-60ПБ без башенной установки. В составе бата реи управления полка также находились пункт управления ПУ-12 и радиолокационная станция обнаружения П-15. С учётом совершенство-в а н и я средств ЗРК с целью рас-ш и р е н и я зоны поражения и повышения боевой эффективности проводились целенаправленные работы по модернизации «Осы». В 1975 г. был принят на вооружение усовершенствованный вариант комплекса под обозначением «Оса-АК» 9К33М2. Основным отличием модернизированного ЗРК явилась установка на боевой машине 9А33БМ2 (фото 12) шести зенитных ракет 9М33М2 размещённых в транспортно-пусковых контейнерах. Был увеличен срок гарантийного контроля с одного до пяти лет и повышена радиационная стойкость зенитной управляемой ракеты. Изменениям подвергся и аппаратурный комплекс боевой машины. В 1979 г. проведена очередная модернизация ЗРК, а через год комплекс поступил на вооружение и получил наименование «Оса-АКМ» 9К33МЗ. В его состав входила боевая машина 9А33БМ3 (рис. 13, 14, 15, 16). Итогом проведенных работ явилось значительное повышение боевых возможностей усовершенствованной «Осы-АКМ» для ведения эффективной борьбы с вертолётами огневой поддержки, а также улучшена помехозащищенность комплекса.
Модернизировались и колёсные шасси БАЗ-5937 и БАЗ-5939. Была изменена носовая часть корпуса машин, у шасси первых выпусков передняя часть была тупоносой, а доработанный корпус получил нижний лобовой лист с большим углом наклона. Танковые аккумуляторные батареи заменили на автомобильные 6-СТ-190ТР. Улучшили герметизацию шасси и значительно сократили количество пробок в днище машины. Увеличили мощность генератора и установили усовершенствованный агрегат питания, состоящий из газотурбинного двигателя, генератора и аппаратуры управления. Были смонтированы датчики автоматического включения системы откачки при попадании воды в корпус во время преодоления водных преград. С 1978 г. начали устанавливать новую светотехнику - передние двухсекционные и задние трёх-секционные фонари в герметичном исполнении, модернизировали систему отопления. С 1984 г. машины стали комплектовать новыми шинами модели ИД-П284 размером 1200x500-508 (рис. 17) с регулируемым давлением и вездеходным протектором с рисунком «косая расчленённая ёлка» с насыщенной средней частью. В результате увеличилось пятно контакта шины с поверхностью дороги и увеличился срок их службы, также как и гарантийный пробег. Такими же шинами стали оснащать самосвалы Урал-5557, а в настоящее время ими комплектуется основная масса грузовиков Уральского автозавода (АЗ «Урал»). В пневмосистему шасси включили водоотделитель и регулятор давления типа «Сикамат». Благодаря этому улучшилась очистка воздуха от масляно-водяных паров и появилась возможность автоматического удаления конденсата из пневмосистемы. Для обеспечения возможности буксировки шасси с неработающим двигателем в системе гидроусилителя руля ввели дублирующий гидронасос, который установили около левой задней бортовой передачи. При отказе силовой установки шасси шкив насоса соединяют с бортовой передачей посредством клинового ремня. На шасси БАЗ-5939 применили новую радиостанцию Р-173. Имелись и другие многочисленные усовершенствования, направленные на повышение эксплуатационных показателей машин.
В целом зенитно-ракетный комплекс «Оса» и все его модификации зарекомендовали себя исключительно надёжным и высокоэффективным средством противовоздушной обороны и пользовались заслуженным авторитетом не только в Советской Армии, но и у военных более чем 20 государств. В разные годы его экспортировали в страны-участницы Варшавского договора, в государства Азии, Африки, на Ближний Восток, в Индию, Ливан, Ирак. Кстати, по некоторым сведениям, опубликованным в иностранной печати, перед началом операции «Буря в пустыне» в 1991 г. специальное подразделение разведки многонациональных сил проникло на территорию Кувейта и захватило боевую машину ЗРК «Оса» со всей технической документацией. Правда, в начале 1990-х гг., в связи с принятием на вооружение более совершенной зенитно-ракетной системы нового поколения «ТОР-М1», комплекс «Оса» был снят с производства, но до сих пор состоит на вооружении многих армий мира. Российские предприятия оборонного комплекса осуществляют их сервисное обслуживание, проводят капитальный ремонт, который продлевает срок эксплуатации боевых машин на 7-8 лет. Одновременно с ремонтом проводится модернизация ранних модификаций «Осы», что позволяет им противостоять большинству современных средств воздушного нападения. В настоящее время Ижевский электромеханический завод «Купол» предлагает доработку боевых машин ЗРК «Оса», после проведения которой комплекс можно использовать для организации учебных стрельб с использованием мишенного комплекса «Саман-М», поддерживая боеготовность личного состава в условиях, приближённых к обстановке реального воздушного боя.
Брянский автозавод также предлагает проведение капитального ремонта колёсных шасси и их доработку по требованиям заказчика. Однако перспектива использования машин БАЗ-5937 и БАЗ-5939 не столь радужная.
Конструктивная схема с грузовым отсеком в средней части и задним расположением двигателя не очень популярна у гражданского потребителя, так как использование таких машин весьма ограничено и не обеспечивает элементарных требований грузовместимости, выполнения погрузочно-разгрузочных операций. Ситуацию усугубляют низкий ресурс силовой установки, сложность конструкции, трудоёмкое обслуживание, высокие эксплуатационные затраты, непомерный расход топлива, отсутствие запасных частей и налаженной сервисной сети. Машины, специально разработанные для военных целей более 30 лет назад, несмотря на все свои неоспоримые достоинства, не могут с таким же успехом эксплуатироваться на «гражданке», так как этого от них никогда и никто не требовал. Пройдёт какое-то время и некогда грозные вездеходы-амфибии будут просто порезаны на металлолом. Может быть несколько экземпляров сохранятся в музеях, как напоминание о незаурядной творческой мысли отечественных автомобильных конструкторов, героизме автомобилестроителей, сумевших воплотить в металле такие уникальные изделия, да заслугах военных автомобилистов, в полной мере раскрывших все возможности этих супер-вездеходов.