БМВ - автомобиль из Айзенаха
Весной
1945 г. в Германию XX в. как будто вернулось средневековье - по праву
победителей проигравшую самую кровавую войну в истории страну грабили
все - от возвращающихся домой заключённых нацистских концлагерей до
фельдмаршалов союзных армий. Даже английские аристократы не гнушались
добычей - фельдмаршал Монтгомери присвоил и послал домой рысака,
принадлежавшего его бывшему противнику Эрвину Роммелю. Но всякая
«частная инициатива» была мелочью по сравнению с
организованным вывозом немецкого имущества в СССР, которую планомерно и
с полного согласия западных союзников осуществляли оккупировавшие
восточную часть Германии советские войска. Ну что ж, немцам теперь
пришлось на собственной шкуре испытать то, что они с удовольствием
проделывали в 1939-1944 гг. во всех оккупированных странах.
В первую очередь подлежали демонтажу и вывозу те предприятия, которые
производили военную продукцию, а так как автомобили считались военной
техникой, автозаводы, находившиеся в Восточной Германии были обречены.
На Восток один за другим катились эшелоны, гружёные оборудованием
заводов Оре1, УОМАС. На фоне этого организованного грабежа странно
выглядела ситуация в городе Айзенах - находившееся здесь предприятие
концерна БМ^ по производству легковых автомобилей не только не было
демонтировано, но ещё в том самом победном 1945 г. возобновило выпуск
легковых автомобилей, правда, в первую пору из находившихся на складах
запасов узлов и деталей. А в сентябре 1946 г. производство
четырёхместных БМ^ 321 уже шло по полному производственному циклу. Даже
кузовные детали штамповались и сваривались на месте. Перед войной
кузова в Айзенахе не производились - ВМ^ закупала готовые на заводе БМВ
в Берлине. Советские оккупационные власти разрешили забрать в Айзенах
штампы и сварочное оборудование с демонтируемого берлинского
предприятия.
На заводе, названном «Акционерное общество Аи1оуе1о»
производство постепенно расширялось, наряду с автомобилем ВМ^ 321
вскоре началось производство мотоцикла ВМ^ К-35, а в 1948 г. завод
первым во всей Германии представил новую послевоенную модель автомобиля
ВМ^ 340. На происходившее в Тюрингии с завистью смотрели и Орел,
которым западные союзники разрешили производить лишь предвоенные модели.
По правде, никаких чудес не было - в Айзенах первыми вошли американцы,
которых завод совсем не интересовал. Их куда более заботило, как
навести хоть какой-то порядок, наладить снабжение населения,
воспрепятствовать возможному хаосу. Когда американцы отступили, передав
город Советской Армии, она вошла в нормальный мирный город, а не в
дымящиеся развалины. Судьба города зависела оттого, сохранят ли новые
хозяева автомобильное производство или нет -ведь на заводе было занято
15 тысяч рабочих. Они напряжённо ждали, что будет
Но оказалось, что советским властям завод нужен тут, в Тюрингии.
Множеству чиновников оккупационных властей были нужны новые автомобили,
а получить их из СССР надежды было мало. А автомобили ВМ^ благодаря
высокому качеству имели хорошее имя, были красивыми, скоростными и к
тому же очень сложными - как раз то, что требовалось. Да и по
репарациям они изготовлялись в СССР.
Время вернуться к ВМ^ 340. Создать полностью новый автомобиль немецкие
инженеры в то время ещё не могли. Пришлось взять автомобиль ВМ№ 326
образца 1936 г., солидный четырёхцилиндровый седан и основательно его
модернизировать. Как уже говорилось, штампы его кузова, отличного от
двухдверного кузова ВМ^ 321, были привезены из Берлина. Линия по
производству двигателя - родной «шестёрки» рабочим объёмом
1961 см3 работала, как и линии по производству узлов трансмиссии и
ходовой части. Понемногу «оживали» предприятия по выпуску
комплектующих, словом, техническое обеспечение для выпуска автомобиля
имелось.
Мощность двигателя удалось повысить с 50 до 58 л.с. при 4200 об/мин за
счёт применения новых карбюраторов и повышения скорости вращения
коленчатого вала. Четырёхступенчатая коробка передач стала совершеннее
- её рычаг переместили под руль, III и IV передачи были снабжены
синхронизаторами, а I и II - муфтами свободного хода, которые в
городских условиях помогали экономить горючее. Тяжеловатый -
собственный вес 1280 кг - седан расходовал его немало - в среднем 11,5
л на 100 км. Передняя подвеска - независимая, с поперечной рессорой,
сзади - неразрезной мост на продольных торсионах.
Больше всего конструкторы поработали над кузовом. Коробчатая рама ВМ^
была сварена со скелетом кузова, который был таким же, как и у
предвоенной модели «326», но внешность была значительно
обновлена. Дизайнеры отошли от традиционного стиля БМ^ с двумя
вертикальными «почками» спереди, расширив переднюю часть и
украсив её множеством горизонтальных хромированных полосок. Из-за этого
автомобиль стал похожим на американские машины. Сходство увеличили
широкие, заходящие аж на передние дверцы крылья с
«утопленными» в них фарами. Словом получился несколько
консервативный внешне, но вполне современный автомобиль, тем более что
и «запаску» удалось спрятать внутри багажника. Немало
изменений было сделано и внутри салона, в том числе полностью обновили
приборный щиток, часть металлических деталей заменили бакелитовыми.
Автомобиль развивал скорость 120 км/час.
Но «340-му» не долго пришлось красоваться с белоголубой
эмблемой ВМ^. Начало экспорта ВМ^ 340 в ряд европейских стран вызвало
протест «настоящего BMW» и по решению суда с 17 ноября 1951
г. завод в Айхенахе потерял право использовать эмблему BMW. Ну
«восточных немцев» это не очень-то испугало - вместо ВМ^
они написали ЕМ, а синий цвет эмблемы заменили красным
«пролетарским».
По всем параметрам ВМ^ 340 был автомобилем повышенного среднего класса
для чиновников и партийных функционеров, а не для пролетариев.
Онпримерно соответствовал современной ему «Победе», но был
консервативнее и практичнее, особенно в первые послевоенные годы.
После выпуска 8000 седанов модели «340» автомобиль слегка
модернизировали, присвоив индекс «340-2». Тогда же началось
производство универсалов с 5-дверными кузовами. Больше всего выпустили
санитарных автомобилей «340-7» - ровно 500 шт., кроме них
построили несколько сот «универсалов», а также фургонов с
деревянными боковинами. До начала выпуска в Айзенахе переднеприводных
ША Р-9 завод выпустил примерно 30 тысяч «340х»,
значительная часть которых была экспортирована, в том числе по
репарациям в СССР.
В СССР ВМ/ЕМ 340 встречались довольно часто. Было организовано
снабжение запасными частями. Отлично помню, что ещё в 1969 г. в Москве,
в автомагазине имелся раздел «ВМ^», где стояли на продажу
детали кузова, стёкла, фары, но не было разной мелочёвки.
Сейчас ВМ 340 стал редкостью. Но уже чувствуется интерес реставраторов
к этому автомобилю. Появляются отлично восстановленные экземпляры этого
первого послевоенного немецкого автомобиля, возможно, их будет больше.
ВМ^/ЕМ^ 340 стал первым автомобилем, который скопировали в ГДР и стали
производить в масштабе 1:87. Модель очень проста, без остекления, с
простенькой ходовой частью и розового цвета интерьером. Куда лучше
выполнена модель ВМ^ 340, выпускаемая в том же масштабе в Украине.
Отличная деталировка, правильные пропорции делают эту модельку
украшением любой коллекции. Кроме стандартных седанов выпускается
модель такси и автомобиля в «униформе» народной полиции.