Главная | Карта сайта | ДВС | Краны | Автосервис | ТО | КП | Статьи

Сравнение моделей УралЗИС-355М

УралЗИС-355МКонечно, неблагодарная задача - описывать в тонкостях то, что гораздо проще и лучше показать, но попробую. И ещё сразу оговорюсь, что речь пойдет даже не о самих моделях, а о тех их частях, что видимы и различимы на фото.
В принципе, все модели достаточно хорошо и тщательно проработаны. Однако, невозможно создать стопроцентно достоверную модель, этого не делал ещё никто. Но в тоже время, к этому, наверное, должен стремиться каждый создатель.
Модель от «Уральского Сокола» Ближе всего к истине, т.е. к оригинальному «в натуральную величину» УралЭИС-355М, на мой взгляд, приблизились в мастерской «Уральский Сокол». Это видимо объясняется их близостью к заводским чертежам и к заводскому экземпляру грузовика. Тем не менее, ошибки есть, и немалые.
Претензий пожалуй нет, только к бортовой платформе, капоту и крыльям.
Кабина. Боковые окна (т.е. окна дверей) ниже и шире, чем в оригинале. Для примера сравните дверцу ГАЗ-51А и Студебекера. Так вот на уральских моделях УралЗИСа дверцы точь-в-точь «студебекеровские». К тому же сами двери в оригинале деревянно-металлические и имеют острые углы на передних концах треугольных форточек, открывающихся вокруг вертикальной оси. На модели же они, насколько можно разглядеть, сглажено-округлые, как у ГАЗ-51А выпуска 1960-1975 гг. с цельнометаллическими дверями.
Облицовка радиатора. У оригинала она не строго У-образная (как у модели), а несколько более сложной формы. Срединная вертикаль с прилегающими к ней двумя соседними центральными вертикальными штампованными щелями имеет почти одну плоскость, а уже от этого вертикального прямоугольника У-образ-но отходят в стороны правая и левая стороны облицовки с вертикальными щелями более широкого сечения. Кстати, возможно виноваты ракурсы при съёмке моделей, но ни у одной я не увидел горизонтальных жалюзей радиатора, которые на оригинале вместе с вертикальными щелями облицовки создают эффект квадратной решётки. На автомобиле в подобных ракурсах жалюзи просматриваются.
УралЗИС-355М Боковины капота своими передними краями немного излишне «наплывают» на облицовку, закрывая ее больше, чем нужно - на прототипе они чуть покороче.
Ещё, что даже при беглом взгляде бросается в глаза, так это невесть откуда взявшийся зазор между бампером (вернее, его верхними щитками с выштамповками) и крыльями с облицовкой. У прототипа эти верхние щитки бампера
примыкают практически вплотную к передним краям крыльев (зазор не более 15 мм, что при таком масштабе равно нулю), поэтому при взгляде спереди и сверху место соединения «верх бампера - крылья с облицовкой» представляет собой прямую линию с У-образным выступом посередине. На модели же низ передних частей крыльев виден больше, чем это нужно, и линия соединения выглядит более замысловатой, но менее реальной. Эта же ошибка присутствует и в чертежах Валерия Дмитриева, опубликованных в «М-Хобби» № 4 за 1997 г. (В последствии он согласился со мной, что это не соответствует действительности). И видимо в «Уральском Соколе» повторили его ошибку.
УралЗИС-355М Фары в целом не вызывают нареканий, но ободки самих фонарей слишком плоские и вытянутые (как будто не «родные», а от ГАЗ-52 или ГАЗ-53). «Свои» - более округлого сечения.
И, наконец, колёса. Почему-то им уделять должное внимание считается излишним (я не могу понять, почему так сложилось, но это так). Неверно, насколько я могу разглядеть, сделаны передняя и задняя ступицы. Задняя значительно длиннее, чем у ГАЗиков, она выступает почти до наружной плоскости внешних задних колёс, совсем немного не доходя до неё. На концах же диаметр её несколько больше, чем у основания. Чертежи этого узла довольно распространены в литературе 1950-1960-х гг. Но кто бы туда заглядывал? У всех рассматриваемых моделей задние ступицы короткие - «а-ля» ГАЗ-51 и КО.
Передние ступицы малы и «невыразительны». Возьмите небольшой детский футбольный мяч, разрежьте пополам, приставьте в центр колеса - вот вам ступица (передняя) оригинала в натуральную величину. На моделях этот элемент явно не дотягивает даже до масштабного уменьшения.
УралЗИС-355М Колёсные диски у всех моделей также неточны. К сожалению, эта ошибка присутствует и на чертежах в литературе. Во-первых, с завода все УралЗИСы шли только с родными «зисовскими» дисками с шестью окнами в виде «луковок», «газовские» же диски с окнами полукруглой формы ставили на них уже потом в процессе эксплуатации (именно «газовские» присутствуют на саратовской модели пожарного АЦУ-62). Исключение составили лишь самые первые опытные образцы УралЗИС-353 (такой индекс был у модели УралЗИС-355М изначально во время создания машины) и газогенераторного УралЗИС-354 1954-1955 гг. сборки, поскольку своих дисков с нужной для шин 8,2520 шириной обода на ЧКПЗ (поставщик дисков для УралЗИС) тогда ещё не делали. (Зато потом, в 1958 г., оставшимися от УралЗИС-5 дисками с «луковками» снабжали даже горьковские тягачи ГАЗ-63Д.) Но самое главное, даже если диски делаются «родными», то торцевой профиль колёсных дисков везде выполняется «газовский» - переход от центральной части торца диска, которой он крепится к мосту, к конусообразной периферии (которая с окнами) почему-то делается резкий, угловатый и даже несколько 8-образный (плоский центр торца как бы выдается из конуса) - как у ГАЗ-51, ГАЗ-52, ГАЗ-53. У подлинных же «УралЗИСовских» дисков с окнами-«луковками» этот переход - простой изгиб, причём настолько плавный, что линия изгиба заметна далеко не при всяком освещении, иной раз глядя на фото кажется, что этой линии нет вовсе. К сожалению, на многие чертежи перекочевал разрез «газовского» диска (почему так случилось - не знаю) и теперь эту ошибку копируют все, кому не лень.
УралЗИС-355М На второе место по точности я ставлю модели саратовской Лаборатории минимоделей, хотя рассмотреть их удалось хуже всех. Наилучшая точность у кабины (из всех изготовителей), но в целом она несколько великовата относительно всей остальной машины. Капот и облицовка - на уровне, хотя щели облицовки тоже слегка великоваты (занимают на облицовке больше места, чем надо). И опять же - где горизонтальные жалюзи?
А вот крылья - не удались. °ни в целом меньше по размерам, чем следовало, расположены низковато. Не соответствует истине и верхний свод профиля крыла - он более срезанный к задней части, чем надо. Из-за того, что крылья маловаты, фары кажутся большими и посаженными ниже. Про их ободки можно сказать тоже, что и про ободки модели от «Уральского Сокола». ° колёсах - всё тоже самое, что и у предыдущей модели.
УралЗИС-355М Самые же неудачные по точности воспроизведения модели - мастерской АЬР из Николаева. На Украине автомобилей УралЗИС-355М практически не было, а создавать модель не видя прототипа - очень сложно, отсюда, видимо, и масса несоответствий. Ни кабина, ни капот, ни облицовка не соответствуют оригиналам (жалюзей также нет и в помине). Крылья сделаны просто ужасно - они в нижних своих частях «заканчиваются» гораздо раньше, как спереди («обрываясь» чуть выше бампера - это нонсенс!), так и сзади, от чего становятся похожими в профиль на крылья ЗИС-150 или ЗИЛ-164. °т этого же не те углы наклона, фары тоже не правильные и расположены они относительно облицовки ниже и ближе к передку, чем следовало бы.
Единственное, что более-менее похоже на правду - так это, как ни странно - колёса, но по ступицам те же самые замечания, что и ко всем остальным производителям, и опять же - торцевая часть (середина её слишком мала, слишком выпячена и граница перехода в конусную «оконную» часть слишком резкая).
К несомненным достоинствам николаевских моделей можно причислить лишь их самый разнообразный модельный ряд. Но ведь и для остальных - это дело времени и желания.
Конечно, кому-то будет всё равно, какая у него моделька, и на такие нюансы он не обратит внимания, но те, кто помнят эти машины «живьём», думаю, согласятся с моими критическими замечаниями.