ЛуАЗ-1901 «Геолог»
Внимательно
изучая один из лучших на сегодняшний день в СНГ трудов в области
создания, конструирования и истории автомобилей Льва Михайловича
Шугурова на стр. 155 наткнулся на любопытную фотографию. Как подпись к
фотографии, как и текст (всего две строчки) на стр. 112 (второй абзац
снизу в левой колонке), посвящённый этому же автомобилю, мне показалось
не совсем полными. Вспомнил также, что в журнале «За рулем»
видел фотографию из экспозиции музея Рязанского военного автомобильного
училища (теперь РВАИ), точно такого же транспортного средства. Всё это
меня очень заинтересовало. Дело в том, что меня не покидает мысль о
создании подробной «Энциклопедии автомобильного транспорта
России, СССР, СНГ». И то, что в нашем журнале
«Автомобильный моделизм» собираются прекрасные материалы
Андрея Колеватова, Александра Говорухи, Валерия Дмитриева, Рустэма
Исмагилова, Евгения Прочко, Люциюса Суславичюса и других авторов,
вселяет оптимизм и веру в то, что со временем по материалам журнала
будет издан такой труд. После долгих поисков в разных источниках
удалось собрать кое-какие сведения об автомобиле-амфибии повышенной
проходимости ЛуАЗ-1901, чем я и хочу поделиться с вами.
Журнал уже рассказывал о семействе ЛуАЗ. Теперь же более подробно
рассмотрим отдельную модель. Ещё в советское время был создан
транспортёр переднего края ЛуАЗ-967М (ТПК). Дальнейшим развитием этой
модели явился новый плавающий автомобиль повышенной проходимости
ЛуАЗ-1901. Он создавался по заказу военных, строился для выполнения
военных задач, поэтому должен был быть технологичным при постройке,
простым в эксплуатации, ремонтопригодным в тяжёлых полевых условиях.
Дизайн данной модели сведен к минимуму, так как внешний вид - это мода,
а она военным ни к чему.
Кузов автомобиля цельнометаллический с подштамповками для большей
жёсткости. В связи с тем, что конструкция плавающая, да и борта не
высоки, двери у автомобиля отсутствуют. Днище ровное и плоское, что в
значительной мере облегчает сползание по илистым берегам во время
преодоления водных преград. Естественно, что кузов герметичен. Такое
транспортное средство предназначено для движения по сильно пересечённой
местности и должно свободно преодолевать рвы, овраги, окопы, а значит
будет испытывать большие нагрузки корпуса на изгиб и кручение кузова.
Поэтому в конструкции шасси используется мощная рама. В передней части
кузова сооружен обтекатель-волнорез на котором в специальных блоках
устанавливаются световые приборы: фара со специальной, общепринятой в
армии светомаскировкой, габаритный фонарь передний, указатель
поворотов. Лобовое стекло с одним стеклоочистителем заключено в
откидную раму, которую можно опустить вперёд, значительно уменьшив
высоту автомобиля. Это очень существенно при маскировке в канонирах,
низкорослом кустарнике или высокой траве. Здесь же предусмотрено
размещение якоря, спасательного круга, а внутри кузова лебедки с тросом
на барабане. В салоне, если его можно таковым назвать, размещены органы
управления, сидения для механика-водителя и бойцов, а в задней части,
под коробчатым капотом - двигатель. Глушитель размещён горизонтально по
заднему борту снаружи, а выхлоп направлен вверх. Двигатель, в те
далёкие 1980-е годы, использовали тот же что и на
«гражданских» ЛуАЗиках - 40-сильный МеМЗ-969А воздушного
охлаждения. Отчасти из-за того, что использовался именно такой,
откровенно слабый двигатель, отчасти из-за того, что распался Советский
Союз, а в армиях вновь образовавшихся государств не нашлось денег на
эту машину, она потихоньку сошла с арены боевых действий. ЛуАЗ-1901
некоторое время служил в инженерных войсках, принимал участие в
наведении понтонных переправ, был задействован в разведке. Его очень
любили военные медики. В связи с тем, что значительную часть
внутреннего пространства салона занимают колёсные ниши, а также беря во
внимание то, что при движении по воде очень важна ровка, посадочные
места разместили очень своеобразно, как ни на одном транспортном
средстве в мире. Посадочных мест было предусмотрено 6-8. Для большей
безопасности, чтобы можно было максимально быстро покинуть машину,
ЛуАЗ-1901 использовался в открытом виде, хотя предусматривалась
установка брезентового тента на дугах. Приборный щиток ставили от
ЛуАЗ-969. Все органы управления размещались посредине, водитель так же
занимал место посредине. Ведь на бездорожье нет правостороннего
движения, а на воде, когда водитель остаётся в машине один -это очень
даже существенно. Справа от водителя рычаги переключения передач,
включения пониженной передачи и переднего моста.
Моргун Николай Николаевич
Родился 4 ноября 1951 г. в г. Полтаве в семье военного лётчика.
Автомобильным моделизмом занимался во дворце пионеров родного города и
в СЮТ г Кременчуг. Окончил Кременчугское лётное училище, пилот
вертолета 1-го класса. Работал в Вологде, Мурманске, Нарьян-Маре, Ханты
Мансийском округе, с бортов ледоколов Мурманского морского пароходства,
участник экспедиции на Северный полюс под руководством А.Н.
Чилингарова. Женат, имеет двух дочерей: старшая учитель труда в школе,
младшая студентка. Коллекционирует модели с 1977 г, но больше
увлекается историей отечественных автозаводов и автомобилей.
Но вот прошли годы, улеглась неразбериха после раздела государства, и
мы начали понимать, что и как необходимо делать для того, чтобы выжить,
нормально жить и развиваться. В Луцке, на автомобильном заводе, который
чуть было не «развалился», началась сборка российских
автомобилей, улучшившая его финансовое положение. Теперь заводские
конструкторы могут работать на перспективу, и на ряду с новыми,
вспоминают свои лучшие давнишние разработки. Вот и достали со своего
заветного конструкторского стола, прежнюю, но очень перспективную
разработку - ЛуАЗ-1901, пересмотрели всё необходимое в самой
конструкции, но концепцию, заложенную ещё в начале 80-х гг. прошлого
века, оставили. Теперь машина была рассчитана не только на военных
заказчиков, но и на геологов, спасателей, ею заинтересовались
представители водного хозяйства, министерства электрификации, лесники.
Поэтому ЛуАЗ-1901 получил имя собственное - «Геолог».
Начали с того, что установили новый двигатель, причём не искали его на
стороне, а взяли свой, украинский, трёхцилиндровый дизель, созданный
Харьковским научно-технологическим бюро двигателестроения им. Малышева
(ХЛБД). Работы над этим двигателем ведутся с 1994 г. и уже создано
девять его модификаций. Конечно же это ещё не окончательный вариант,
так как в нём есть некоторые недоработки: подтверждая свое танковое
происхождение, он довольно «громкоголосый», не
сбалансированный в полной мере, аппетит его тоже оставляет желать
лучшего. Но тем не менее это очень перспективный дизель, особенно для
таких машин.
Передний и средний мосты с управляемыми колёсами. Постоянный привод
машина имеет на задний и средний мосты. Передний мост при необходимости
может быть подключён. На каждой оси амфибии установлены
самоблокирующиеся дифференциалы, а вот межосевых дифференциалов нет
вовсе. Ещё «Геолог» для движения по бездорожью имеет
пониженную передачу на передние и задние колёса. Раз конструкторы
заложили в машину умение плавать, значит надо рассмотреть и этот
вопрос. По техническим данным, ширина преодолеваемой водной преграды
равна 3000 м, но это величина довольно условная, так как всё зависит от
запаса топлива, скорости течения (как плыть - по течению или против),
высоты волны (ведь борта очень низкие), загрузки. Движителем, как и у
ТПК, являются колёса - отсюда и малая скорость преодоления водной
преграды. Но может это не так существенно. А вот то, что машина из
водоёма выбирается без значительных усилий - это пожалуй важнее. И ещё,
большим преимуществом является то, что машина на пониженной передаче,
без надрыва, взбирается на склон невообразимой крутизны, а в поперечном
отношении этой чудо машине не страшен наклон до 40°. Все это
преодолевается без особых усилий, а независимая подвеска всех колёс
делает езду по любым преградам ещё комфортней. Глушитель расположен под
капотом над двигателем, а выхлоп выведен за задний борт и направлен
вниз.
Предложенный вездеход-амфибии по своей сути является концептуальным
автомобилем. В зависимости от предназначения - в личное пользование для
рыбаков или охотников, для МЧС или лесопожарных команд, для рыбоохраны
или буровиков, для геологов - будет меняться компоновка салона,
конфигурация, жёсткость и материал верхней надстройки кузова. Может
быть добавлена лебёдка, откачивающий воду насос или любое другое
оборудование по желанию заказчика. Возможна буксировка прицепа. Для
военных можно разместить в кузове или на специальном плавающем прицепе
установки ПТУРС, НУРС, крупнокалиберный пулемет или безоткатное орудие
- было бы желание.
Как бы там ни было - машина предложена, и если найдутся желающие её
приобрести, они не прогадают. Превосходная проходимость, мощное и
надёжное «сердце», неприхотливость, достаточный для такого
класса машины комфорт - всё это сделает поездку на вездеходе-амфибии
неповторимой и привлекательной. И самое последнее. По неофициальным
данным такая машина будет стоить в зависимости от комплектации около
6,5 тыс. долл. Для моделистов так же непочатый край работы - ведь и
надстроек и окраски предусмотрено множество.