Трехосные Минские автобусы
Автобусное
производство в Минске развивается восьмой год [2003] и на сегодня
выпущено свыше тысячи машин 12 типов и модификаций. Автобусы несут
марку «МАЗ» и мало напоминают по дизайну и конструкции
исходный образец фирмы ЫЕОР1.АМ. Одной из новинок этого года [2003]
явился трёхосный низко-польный автобус МАЗ-107, который был впервые
показан широкой публике в августе 2001 г на Московском международном
автосалоне.
До этого в СССР и СНГ никто таких машин серийно не выпускал. Известны
единичные образцы советских автобусов, построенных в 30е годы прошлого
столетия в Ярославле. Это 50местный ЯА-1 и 100-местный ЯА-2, которые
были опытными машинами. Заметного успеха не имели также попытки создать
трёхосные автобусы меньшей пассажировместимости на базе грузовиков
ГАЗ-ААА и ЗИС-6.
За рубежом трёхосная схема автобусов получила широкое распространение
ещё до II мировой войны и широко используется сегодня, но в основном
для двухэтажных машин и автобусов междугороднего сообщения. Типичными в
этом отношении являются межрегиональные экспрессы немецкой фирмы 5е1га.
Проблема увеличения пассажировместимости до последнего времени
минчанами решалась применением сочленённой схемы автобуса, аналогичной
венгерскому 1кагиз 280. Минская «гармошка» МАЗ-105 имеет
полную массу почти 30 т, длину около 18 м и номинальную
пассажировместимость сидячих мест — 160/35. Этот автобус неплохо
зарекомендовал себя на улицах, но оказался тяжёлым и дорогим из-за
применения импортного поворотно-сцепного узла и уплотнения.
В новой модели МАЗ-107 конструкторам удалось значительно уменьшить
длину автобуса (до 14,5 м), снизить до 24,5 т полную массу принеся в
жертву лишь четыре сидячих места. Номинальная пассажировместимость при
этом составляет 150 чел., хотя известно что в часы пик возможна
перевозка 220 чел. — но это будет уже «биткобус»!
Конструкция МАЗ-107 традиционна для минских городских низкопольников.
Двигатель Renault 06.02.26У41 установлен в левом заднем углу корпуса
вертикально и через автоматическую КПП передаёт крутящий момент на
жёсткую балку заднего моста с двойной главной передачей. Подвеска
пневматическая с телескопическими амортизаторами. Рулевое управление с
гидроусилителем, привод всех трёх дверей — пневматический.
Конструктивная простота, отработанность всех элементов автобуса и
хорошие технические данные дают возможность предположить, что МАЗ-107
будет иметь низкую начальную цену и приемлемый уровень эксплуатационных
расходов.
Другой транспортной новинкой станет минский трёхосный троллейбус завода
«Белкомунмаш» с индексом «331». Его модель в
масштабе 1:10 была показана на выставке «Интердизайн-2001».
Интересно, что до этого в СССР серийно уже выпускался трёхосный
«усатый», но это было до войны и троллейбус был
двухэтажным. Этот ЯТБ-3 располагал 32 местами для сиденья на первом
этаже и 40 — на втором. Общее число пассажиров составляло 100
чел. За 1938—1939 гг. их было сделано всего 10 шт. и все они
эксплуатировались только в Москве.
Минчане конечно не ограничатся столь мизерным числом своих
«электротрёхосников» и узкой географией их применения. Уже
в конце этого — начале следующего года новый троллейбус выйдет на
испытания и тогда мы опубликуем его точные данные и характеристики.