Наследие ЛАЗа
Нет
ни одного человека, который бы ни разу в жизни не слышал про эти
автобусы. Нет ни одного города, где бы вам не встретился хоть один
такой автобус. Да, эти автобусы настолько вошли в нашу жизнь, что мы,
зачастую проходим мимо и не замечаем их. Времена меняются, а вместе с
ними меняется и продукция Львовского автозавода.
Самое крупное предприятие в Европе, ежегодно выпускавшее до 14-15 тыс.
машин, свои нелёгкие времена переживало с момента развала Советского
Союза. Государству автобусы оказались не нужны, а небольшие фирмы для
перевозки пассажиров покупали поддержанные европейские микроавтобусы.
Положение сложилось катастрофическое и завод оказался на грани
закрытия. Несколько раз предприятие пытались приватизировать путем
продажи части акций. И только 15 октября 2001 г. на очередном конкурсе
по продаже контрольного пакета акций ОАО «ЛАЗ» их приобрело
украинско-российское СП ООО «Сил-Авто» за сумму, ненамного
превышавшую стартовую цену. С этого момента Львовский автобусный завод
получил статус полностью приватизированного предприятия с коллективной
формой собственности.
Реконструкцию провели в кратчайшие сроки и в феврале 2002 г., после
более чем полугодового перерыва, предприятие заработало вновь. Следует
отметить, что к серийному производству было подготовлено новое
семейство пригородных и междугородных автобусов «Лайнер»
длиной 9, 10 и 12 м, получивших соответствующие имена «Лайнер
9» (ЛАЗ-А1414 — пригородный, маршрутное такси, школьный,
туристический, междугородный), «Лайнер 10» (ЛАЗ-42078
— пригородный, междугородный, туристический, школьный) и
«Лайнер 12» (ЛАЗ-52078 — междугородный,
туристический). Эти автобусы пришли на смену машинам-ветеранам ЛАЗ-695
и ЛАЗ-699, выпуск которых прекратили летом 2002 г. Нельзя сказать, что
эти машины являются абсолютно новыми по своей конструкции. Дизайн
кузовов устаревший (вспомните автобус ЛАЗ-5252Э конца 90-х гг. прошлого
века и вам сразу станет ясно от чего отталкивались конструкторы).
Познакомимся более внимательно с этими моделями.
Пригородный автобус «Лайнер 9» имеет 43 пассажирских
сидений и способен перевозить до 79 чел. На машину установлен
ярославский дизель ЯМЗ-236А, который способен разгонять автобус до 100
км/ч. Двигатель расходует 17,5 л топлива на 100 км пути. Передняя и
задняя подвески А1414 зависимые, на двух полуэллиптических рессорах в
резиновых опорах с корректирующими пружинами и гидравлическими
амортизаторами. Полная масса автобуса составляет 14 250 кг.
Следующая модель - «Лайнер 10» - предназначена
исключительно для туристических и междугородных поездок и имеет 39 мест
для сидения. Не смотря на то, что база автобуса на 60 см больше, чем у
пригородного варианта, двигатель на нём установлен тот же, полная масса
автобуса - 13 020 кг. Изменилась, по сравнению с предыдущей моделью,
подвеска колёс. И задняя и передняя - пневматические с рычажным
направляющим устройством, автоматической регулировкой положения кузова
и телескопическими амортизаторами.
Самый большой в новой линейке ЛАЗов -междугородный туристический
автобус большого класса «Лайнер 12». Длина автобуса -11 600
мм. В салоне расположены 47—50 комфортабельных сидений. Сердце
автобуса - 240 сильный ярославский двигатель ЯМЗ-236НЕ, разгоняющий его
до 110 км/ч. По остальным параметрам эта машина напоминает
«Лайнер 10».
В 2002 г. было изготовлено 307 автобусов, 269 машин реализовано, 137
осталось в Украине, остальные проданы в России. В 2003 г. завод
увеличил производство до 436 машин в числе которых 381 автобус нового
модельного ряда. Сборка автобусов-ветеранов осуществлялась только по
специальному заказу.
Существенной доработке подверглись городские модели. Свет увидели
ЛАЗ-52528 «Сити-11» и 178-местный автобус особо большой
вместимости («гармошка») ЛАЗ-А291 «Сити-17».
Отметим, что основные узлы автобуса А291 импортные: коробка передач
-РКАСА 6Р8114, задний мост - КАВА АИ-10385. Рулевое управление
белорусское -МАЗ-64229 с гидроусилителем. Длина автобуса - 17 600 мм.
Особые надежды заводчане возлагают на самую массовую модель -
ЛАЗ-52528. Унифицированный по элементам кузова с туристическими
машинами, городской автобус большого класса позволяет перевозить 97
пассажиров, в том числе 28 сидячих. Высота уровня пола в салоне
составляет 790 мм. Автобус укомплектован ярославским дизелем мощностью
240л.с. и задним мостом КАВА А-418.83-3300. Предприятием заявлен ресурс
ЛАЗ-52528 до капитального ремонта в 450 тыс. км. Львовскими
автобусостроителями предложена модификация этого автобуса (ЛАЗ-52527) с
венгерским двигателем КАВА Э10 ТЬЬ-160 мощностью 217,6л.с., более
экологичным, чем российский.
Львовская «гармошка» должна прийти на смену долгожителю из
Венгрии - автобусу 1каги§-280. Салон автобуса спроектирован таким
образом, что при перевозки пассажиров в час пик в нём не должна
возникать давка. 40 удобных сидений, обилие поручней ярких цветов,
широкие проходы - вот лишь небольшая часть достоинств этого гиганта.
При полной массе в 27 340 кг, двигатель КАВА Э10Р6 мощностью 249л.с.
разгоняет автобус до 60 км/ч.
«ЛАЗ» так же предлагает троллейбусы ЛАЗ-52522, которые уже
не первый год перевозят пассажиров во многих городах Украины.
В начале 2003 г. был получен международный сертификат, подтверждающий,
что на ОАО «ЛАЗ» внедрили и применяют систему качества на
стадиях производства: проектирование, изготовление, испытание,
сервисное обслуживание и ремонт автобусов. Кроме того, качество
автобусов ЛАЗ подтвердил и Госкомитет Украины по стандартизации,
метрологии и сертификации, выдав об этом соответствующий сертификат.
Последняя новинка из Львова - школьный автобус ЛАЗ-А1414М
«Лайнер-9Ш». Он разработан на базе модели «Лайнер
9» и внешне отличается от неё яркой окраской кузова. Но самое
интересное скрывается внутри. Это 49 специальных детских кресел,
оборудованных подголовниками и ремнями безопасности. Они обтянуты
прочным материалом. Для лучшей безопасности сиденья расположены против
хода движения - дети сидят спиной к водителю. С правого борта кресла
размещены в два ряда, а с левого - в три. В салоне установлены
специальные кнопки для остановки по требованию. Пневмоподвеска колёс
обеспечивает хорошую плавность хода, а специальная система позволяет
автобусу опускаться на остановках на 80 мм, облегчая посадку-высадку
маленьких пассажиров. Новинка появилась как нельзя кстати. В начале
этого года Кабинет министров Украины принял программу «Школьный
автобус», согласно которой до 2010 г. планируется закупить 3 650
школьных автобусов.
В 2004 г. начато производство автобуса повышенной комфортности большого
класса для междугородных и международных перевозок. Автобус относится к
категории «полутораэтажных лайнеров».
Ведётся разработка низкопольной городской машины.