Главная | Карта сайта | ДВС | Краны | Автосервис | ТО | КП | Статьи

Юбилей пожарных автомобилей

Пожарный автомобиль ФрезеАвтомобили цвета пламени... В нашем сознании при чтении этих слов возникают мчащиеся куда-то ярко-красные машины в ореоле мигающих огней под звуки пронзительных сирен и визг тормозов. Именно пожарный автомобиль, которому в 2004 г. исполняется 100 лет, представляется нам непременным атрибутом пожарной службы, и кажется, что никакой другой вид транспорта не заменит его. Посмотрите, как замирают дети и взрослые, провожая взглядом спешащие мимо пожарные машины. А кто из нас в детстве не мечтал стать пожарным. Ведь эту профессию дети выбирают наравне с такими, как космонавт, лётчик, капитан корабля. И это не случайно. Профессия пожарных всегда была и будет интересной и опасной. Каждую минуту эти отважные герои, рискуя своей жизнью, спасают людей, бесценные экспонаты музеев и картинных галерей. В советское время в обиход вошло обидное для пожарных слово «пожарники». И вы, и ваши знакомые, не придавая этому «словечку» особого значения, зачастую, без злого умысла, употребляете его в разговоре. На самом деле это обидное слово имеет вовсе другое значение: «пожарниками» в XIX в. называли крепостных крестьян, которых помещики посылали в первопрестольную попрошайничать. Целыми семьями люди уезжали из деревень: «Мы, мол, погорели, подайте на пропитание». Дома же их тем временем стояли целехонькими. Вот откуда взялось это обидное для старых пожарных слово «пожарники».
Пожарный автомобиль Фрезе В начале ХХ в. во многих крупных городах стали появляться первые автомобили. Одной из первых служб, проявивших к ним большой интерес, была пожарная служба. Всё пожарное оборудование (цистерны с водой, багры, лестницы, насосы и рукава) приходилось в то время возить громоздким и недостаточно скорым конным обозом. Пожарные нуждались в более быстроходном, мощном и не менее надёжном транспорте, чем гужевой. К середине 1920-х г. механическая тяга, как тогда говорили, вытеснила в пожарном деле конную. И сегодня в населенных пунктах главным средством доставки пожарных и оборудования для борьбы с огнём служат автомобили.
10 июня 1904 г. фирма «Фрезе» построила первый в России пожарный автомобиль с 9сильным одноцилиндровым двигателем «Де Дион-Бутон» рабочим объёмом 0,942 л, предназначенный для транспортировки команды из 10 чел. В комплект линейки входили две пожарные лестницы, стендер и 80 саженей рукавов. На этом автомобиле фирма последний раз использовала одноцилиндровый двигатель и охлаждение при помощи оребрённого змеевика. К левому борту автомобиля были прикреплены две таблички: одна с указанием производителя «Фрезе и К0», другая - с указанием принадлежности к Александро-Невской пожарной части Санкт-Петербурга. Привод на ведущие задние колёса осуществлялся цепной передачей. Мощность двигателя составляла 8л.с. Вместо сплошных резиновых шин, которые устанавливали на грузовиках «Фрезе», линейка имела пневматические. Возле места командира пожарного отделения, расположенного рядом с водителем, находилась небольшая аптечка для оказания первой помощи пострадавшим. Интересным является тот факт, что в день получения машина была сразу же использована в тушении пожара на окраине города. Пожарный автомобиль прибыл к месту происшествия на 12 мин быстрее конного обоза, чем и доказал свою практичность.
Пожарный автомобиль Лесснеръ Большая заслуга в появлении другого пожарного автомобиля принадлежит «Акционерному Обществу машиностроительного чугунолитейного и котельного завода Г.А. Лесснеръ». Завод существовал с 1852 г. и занимался производством насосов, станков, паровых молотов. Это было крупное и известное в России предприятие. В 1902 г. завод заключил контракт с фирмой «Даймлер», по которому акционерное общество «Г.А. Лесснеръ» получало исключительное право на выпуск в России автомобилей этой марки. Среди машин, производимых на заводе, были и пожарные, первая из которых под торговой маркой «Леснеръ» была получена 7 июля 1904 г. всё той же Алек-сандро-Невской пожарной частью. Двигатель и трансмиссия автомобиля были изготовлены в Петербурге, а ходовая часть - доставлена из Берлина с завода «Мариенфельде» (филиал фирмы «Даймлер»). До 1906 г. фирма «Лесс-неръ» не строила ходовую часть автомобилей, а получала её из Германии. По сравнению с ранее выпущенными грузовиками пожарный автомобиль имел более совершенный двигатель: У-образную форму головки цилиндров, зажигания «на отрыв» заменено зажиганием от магнето высокого напряжения на свечи. Двигатель - 2-цилиндровый, 15-сильный, рабочим объёмом 2,66 л. Автомобиль имел трёхступенчатую коробку передач. Его масса составляла 1150 кг. На шасси автомобиля «Даймлер» был установлен разработанный на заводе кузов-линейка на 14 чел. в. На нем устанавливалось следующее пожарное оборудование: насос, приводимый в движение паровой машиной, цистерна с водой, стендер и 100 саженей пожарного рукава, а также лестницы, багры, топорики, вёдра. Автомобиль развивал скорость до 25 вёрст/ч.
Первый пожарный автомобиль для Москвы был построен в 1908 г. Его сделал литейно-механический завод Густава Листа на шасси Вепг-Сепаи. Корпус этого завода до сих пор цел и находится рядом с посольством Великобритании. Машину сразу назвали «Линейкой Листа» потому, что вдоль кузова на длинных скамьях спина к спине в две линии сидели пожарные. Служила она в Мясницкой пожарной части на Пречистенке, д. 22, где ныне располагается Управление пожарной охраны г. Москвы. Автомобиль имел бензиновый 4-цилиндровый мотор мощностью 28л.с., ширина колеи составляла 1,5 м, а шины линейки были сплошными резиновыми. Наибольшая скорость, которую развивала машина на ровной дороге, составляла 30-35 верст/ч. Сверху размещалась 12аршинная французская лестница и две 6-аршинные штурмовые. Между сиденьями устанавливался стендер, переходной кран, ствол. Сзади размещался каток с рукавом в 80 саженей на резиновом ходу, который легко снимался и доставлялся на место одним человеком на бегу. Под каждым сиденьем находился ящик для мелких принадлежностей. Несмотря на развиваемую скорость восьмиместная линейка не могла тягаться с лошадьми на брусчатой мостовой. Лошади оставались главным транспортом пожарного обоза в Москве до конца 1920-х гг. Очевидец первого пожарного автомобиля в Москве Владимир Гиляровский так описывает его в своей книге «Москва и москвичи»: «Это была небольшая машина с прикреплённой на верху раздвижной лестницей для спасения погибавших из верхних этажей, впрочем, не выше третьего. На этом автомобиле первым мчался на пожар брандмайор с брандмейстером, фельдшером и несколькими смельчаками-топорниками».
С появлением первых автомобилей в пожарных частях изменился порядок выезда по тревоге. Теперь верстовой на коне уже не мог тягаться в скорости с автомобилями и предупреждать прохожих об опасности своей трубой. На смену изжившей себя традиции появился новый атрибут пожарных - бронзовый колокол. Он устанавливался в передней части машины и во время движения на пожар один из бойцов постоянно звонил в него, привлекая внимание других участников движения. Колокол оставался непременной деталью пожарных автомобилей на протяжении долгих лет, вплоть до середины XX в., когда появились первые газовые и электрические сирены.
В 1910 г. Московская пожарная охрана переоборудовала в автолинейки ещё две грузовые автомашины. Все имевшиеся автолинейки не комплектовались насосами с механическим приводом и поэтому не были боевыми и тактическими единицами, а служили лишь для перевозки пожарных. Лишь в 1914 г. были получены из-за границы пожарные автомобили с механическими насосами.
В 1911 г. в Риге для добровольного пожарного общества был впервые приобретен пожарный автомобиль с насосом «Мерри ветер».
В 1912 г. в Казани появился первый пожарный автомобиль с насосом фирмы «Бепг-Саддепаи».
В 1913 г. в Нижнем Новгороде местная мастерская переоборудовала грузовик в пожарную линейку.
В России пожарные автомобили приживались плохо. Это объяснялось, с одной стороны, плохими мостовыми, а с другой,- выгодностью хозяйств содержать лошадей, так как автомобиль сжигает топливо по известным нормам, а при конной тяге учёт не возможен. Так, в 1914 г. на предложение фирмы «Густав Лист» обеспечить одну из частей Петербурга пожарными авто-обозами безвозмездно при условии, что если в течение года они докажут свою пригодность и экономичность, то город обязан будет их купить, городская управа ответила, что Петербург ещё не созрел для приобретения пожарных автомобилей.
На IV Международной автомобильной выставке, которая состоялась в мае 1913 г. в Санкт-Петербурге, Русско-Балтийский вагонный завод представил пожарную машину на шасси грузовика Руссо-Балт Д24/40 XIII серии с номером 405. Колёсная база машины составляла 3375 мм. На автомобиль ставили пневматические шины размером 895х135 мм. Автомобиль приобрело Петровское добровольное пожарное общество Риги. При мощности двигателя в 40 л.с. машина могла развивать скорость до 40 км/ч.           Боевой расчёт автомобиля - 10 пожарных. Реплику пожарного Руссо-Балта можно увидеть в рижском Музее пожарной техники.
В Киеве первый пожарный автомобиль появился в 1913 г. В качестве базового автомобиля использовали шасси от немецкого автобуса Бепг-Саддепаи. Пожарное оборудование и водяной насос были сделаны на местных предприятиях.
Машина поступила в распоряжение Старокиевского пожарного депо, которое располагалось на ул. Владимирской, д. 15 (где и по сей день размещается пожарная часть). Пожарный автомобиль имел самый распространенный вид кузова - «линейку». Команда в медных касках размещалась на двух продольных скамейках, спиной друг к другу. За головами пожарных крепилась раздвижная лестница, а подножки представляли собой ящики с прочим пожарным оборудованием.
В задней части автомобиля был установлен пожарный насос и катушка со шлангом. Прямо перед водителем красовались мощная сирена с ручным приводом (редкий случай замены бронзового колокола!). Под её завывание машина разгоняла прохожих и другой транспорт. После окончания гражданской войны на Украине имелось всего несколько пожарных автомобилей на шасси старых грузовиков, дооборудованных своими силами. Каждый из автомобилей, эксплуатировавшихся в Киеве, имел собственное имя: «Подол», «Сполох», «Трубник» и др.
Отдельно следует упомянуть машину «Старый Киев». Это была так называемая «газовка» - автоцистерна, где подача воды осуществлялась не насосом, а сжатым воздухом.
Практически всё это были транспортные автомобили с открытой кабиной, за которой продольно располагались скамьи для пожарных, одновременно служившие ящиками для снаряжения. К концу 1916 г. в России имелось всего 11 пожарных машин. Для сравнения - в 1914 г. пожарные Парижа имели 91 пожарный автомобиль и ни одной лошади!