Компаньон модель
Как
было объявлено ранее, мы открываем новую рубрику - «Компетентное
мнение». Первое интервью нам дал основатель и бессменный
руководитель краснодарской фирмы «Компаньон-Модель» Игорь
Сергеевич Жуков. Хочется надеяться, что первый блин не окажется комом.
- Здравствуйте Игорь Сергеевич. Прежде всего выражаем вам
признательность за согласие стать первым подопытным в новой рубрике
журнала. Вначале несколько слов о себе.
- Добрый день. Разменяв пятый десяток, остаюсь любителем автомобильной
техники, а последние тридцать лет -коллекционером автомобильных
миниатюр. Первыми моделями стали, наверное, как и у многих, саратовские
Москвич-412 и ВАЗ-2101. И было это, по-моему, в 1973 г. С этих машинок
всё и началось.
- И какие предпочтения в коллекционировании?
- Из легковых наиболее радуют глаз модели внедорожников, а в большей
степени я неравнодушен к грузовикам, специальной и строительной
технике, автобусам. С 1980-х гг. занялся переделками серийных моделей,
т.к. промышленность в то время не баловала моделями грузовиков и совсем
не выпускала модели автобусов.
- Да, очень многие коллекционеры занимались или, по крайней мере,
пробовали делать конверсионные модели, учитывая небольшую модельную
гамму, скудную цветовую палитру и острый дефицит моделей в то время. Я,
кстати, тоже.
- А что дальше?
- А дальше перемены, произошедшие в нашей стране, дали возможность
заняться производством любимых моделей в промышленных масштабах. Первой
моделью, которую выпустил «Компаньон», был экскаватор
ЭО-2621 (базовая модель трактора МТЗ-80 из Саратова). Мы делали
дополнительную навеску и выполняли полную сборку. Потом были
прицеп-дача и багажник с лодкой на крыше к легковым автомобилям
ВАЗ-2108 и ГАЗ-24 (обе также саратовского производства). Одновременно
готовил выпуск сделанной полностью нами модели «Кубань».
Это произошло летом 1993 г.
- Многие коллекционеры, к сожалению, не охотно пополняют свои коллекции
продукцией «Компаньона», ссылаясь на то, что она
изготавливается из пластмассы.
- Производство продукции из пластмассы продиктовано слишком сложным
технологическим процессом, требующимся для изготовления моделей из
металла. К тому же, как несложно догадаться, стоимость продукции
возросла бы в несколько раз. Зная на собственной «шкуре»
материальные возможности подавляющей массы российских коллекционеров,
мы стараемся придерживаться другой, более либеральной политики.
- А как обстоят дела с выпуском модели «Кубань» сейчас?
- «Кубань» выпускается около десяти лет достаточно большим
тиражом. К сожалению, время берёт своё: форма на модель состарилась и
практически пришла в негодность. Изготовление модели стало очень
трудоёмким и просто невыгодным. К тому же перспектива других новых
моделей вытеснила «Кубань» из цеха. Это нормальная ситуация
для любого производства.
- Но зато «Компаньон» стал первым и пока единственным
изготовителем серийных моделей автобусов в нашей стране.
- Да, например КАвЗ-3270 и КАвЗ-3976.
- А вот мне не так давно совершенно случайно попалась модель КАвЗ-3976
с металлическим капотом и крыльями. Если бы не вес модели, не заметил
бы.
- Действительно, мы попробовали изготавливать детали из сплава
«розэ», но не более того. В результате этого эксперимента
получилось не более 100 отливок.
- То есть можно говорить о раритетах с символикой «Компаньона»?
- В какой-то степени да. Взять хотя бы модели тракторов. Раньше
«Тантал» их делал из металла, а сейчас из пластмассы.
Судите сами.
- Я помню в 1993 г. на слёте коллекционеров в Екатеринбурге (тогда ещё
Свердловске) «Компаньон» заявил о перспективах серийного
вытуска сразу нескольких до того времени не выпускавшихся моделей?
- Что было, то было. Тогда мы показали образцы КрАЗа и ГАЗ-3307. К нашему большому
сожалению, с КрАЗом не сложилось, а вот модели ГАЗ-3307 и ГАЗ-3309 делаем с 2001 г.
- Кстати о слётах.
- Не бередите душу. Вы же сами знаете, как здорово хоть изредка, но во
всю грудь вдохнуть настоящего «коллекционного воздуха»,
полюбоваться моделями, пообщаться (формально и неформально) с
коллегами. Сейчас уже нет слётов, клубы закрылись, остаётся жить только
воспоминаниями.
- Да, знаю. Сам много раз был грешен. Ладно, вернёмся к нашим
«ГАЗонам». Мне часто задают вопрос о ГАЗ-3308
«Садко».
- Сама по себе модель «Садко», безусловно, заслуживает
внимания коллекционеров, но мы решили её миновать. К тому же финансовая
доступность ГАЗ-3307 и лёгкая обрабатываемость материала позволяют даже
начинающему моделисту самому изготовить конверсионную модель.
- Понятно. Я думаю, что моделисты уже достаточно знакомы с сериями
КАвЗ-3270/3976 и ГАЗ-3307/3309 по собственным коллекциям и по
публикациям в журнале. Мало того, уже налажен выпуск долгожданного
ГАЗ-53. А что дальше?
- На сегодняшний день мы сосредоточили все силы на ГАЗ-53. Модель
комплектуется уже знакомыми коллекционерам фургонами
«Вахта», автозак, «Аварийная служба»,
«Продукты», «Почта», «Мебель» и
«Яйца-Цыплята». Недавно запущен в производство бортовой
грузовик с оригинальным кузовом. В ближайшее время мы планируем
выпустить на базе ГАЗ-53 бензовоз, топливораздатчик, молоковоз и
самосвал. В общем нами задумана на базе ГАЗ-53 серия из 15 модификаций.
- Заманчиво. Но решётка радиатора новой модели досталась от КАвЗа третьего выпуска. А как с остальными?
- В принципе реально изготовить облицовки радиатора первых двух
выпусков, да и раму ГАЗ-52, но пока так, а там - время покажет.
- С серией ГАЗ-53 всё понятно. А если заглянуть в будущее и попробовать заинтриговать читателей.
- Интриги нет. Уже начата разработка модели ЗИЛ-5301
«Бычок». Имея базовую модель, можно будет выпустить
достаточно большую гамму моделей. Тем более, что серийным выпуском
моделей «Бычка» сейчас никто не планирует заниматься, а
модели ручного изготовления отличаются либо низким качеством, либо
«космической» ценой. Практика показывает, что наша
продукция отвечает всем существующим нормам и не сильно опустошает
карманы коллекционеров.
- Что ж, очень интересно, остаётся толь-ко дождаться новинок. Игорь Сергеевич, а как вам журнал?
- Всё неплохо, но хотелось, чтобы журнал более оперативно реагировал на
появление новых моделей. И самое главное, журнал называется
«Автомобильный моделизм», а значит всё должно быть
посвящено моделям. Необязательно уделять слишком много внимания
изготовителям настоящих автомобилей.
- В этой связи я думаю, что новая рубрика -это ещё один рупор для
любителей автомобиль-ных миниатюр. Ещё раз большое спасибо вам за
беседу, надеюсь, если у читателей возникнут вопросы, вы не откажитесь
на них ответить.
- Всегда рад. До новых встреч.