Главная | Карта сайта | ДВС | Краны | Статьи

Блоки, полиспасты и крюковые подвески

Направление движения каната на кранах изменяют с помощью блоков, отливаемых из чугуна или стали. У подвижного блока ось перемещается в пространстве, у неподвижного—нет. Блок установлен на шарикоподшипниках, закрепленных на оси и защищенных от попадания грязи шайбами. Смазочный материал подается к шарикоподшипникам через масленку.
Система подвижных и неподвижных блоков, соединенных канатом, называется полиспастом (рис. 9). С его помощью можно уменьшить усилие в грузовом канате лебедки. Блоки, установленные на одной оси, образуют обойму. Неподвижную обойму устанавливают на головной части стрелы, а подвижную обойму — в крюковой подвеске. Одну ветвь каната закрепляют на подвижной или неподвижной обоймах, на металлоконструкции крана, а другую ветвь каната направляют к барабану грузовой лебедки.
Количество ветвей полиспаста, на которые распределяется масса поднимаемого груза, численно равно кратности полиспаста. Это его основной параметр, который показывает, во сколько раз необходимое усилие для подъема груза меньше массы груза.
Увеличивая кратность полиспаста, уменьшают усилие в грузовом канате, развиваемое лебедкой во время подъема груза одной и той же величины. При этом скорость подъема груза уменьшается по сравнению со скоростью наматывания грузового каната на барабан лебедки. Полиспаст дает выигрыш в силе, пропорциональный проигрышу в скорости перемещения груза.
Для подъема груза на стреловых самоходных кранах применяют полиспасты с кратностью от 2 до 14, а для подъема стрелы до 6. Полиспаст позволяет использовать канаты меньшего диаметра, благодаря чему уменьшаются диаметры барабана, лебедки и блоков. Повышение кратности полиспаста уменьшает передаточное число редуктора лебедки, но увеличивает длину каната и канатоемкость барабана. Большая кратность полиспаста требует применения значительного количества блоков, а это
снижает КПД и ухудшает процесс опускания крюковой подвески при низких температурах воздуха из-за загустевания смазочного материала в блоках.
На рис. 10 показаны схемы полиспастов крана КС-6471. При длине телескопической стрелы 11 ... 15 м используют десятикратный полиспаст (рис. 10, а). Ветвь 2 каната с барабана 1 грузовой лебедки проходит через скользящий блок 3, расположенный на основании телескопической стрелы, блоки 5 и 6. установленные на головной части стрелы, и далее направляется к блокам 4 крюковой подвески. Свободный конец каната закреплен на головной части стрелы.
При увеличении длины телескопической стрелы до 27 м кратность полиспаста уменьшается устанавливают управляемый гусек, то используют двукратный полиспаст. Ветвь каната с барабана проходит через скользящий блок, блок, расположенный на головной части стрелы, блок, расположенный на управляемом гуське, и через блок, размещенный на головной части гуська, направляется к блокам крюковой подвески. С управляемым гуськом также можно применять четырехкратный полиспаст.
Трехкратный полиспаст используют при установке неуправляемого гуська, когда основная грузовая лебедка работает вместе со вспомогательной грузовой лебедкой.
Крюковые подвески используют на стреловых самоходных кранах в качестве грузозахватных органов. Груз на крюк подвешивают с помощью грузозахватных приспособлений.
Подразделяют крюковые подвески на безблочные, одно- и многоблочные. Они включают в себя щеки, в нижней части которых на подшипниках установлен крюк, а в верхней части — блоки или устройство крепления подвески на канате.
В безблочную крюковую подвеску входит крюк, закрепленный гайкой 4 на упорном подшипнике, который опирается на траверсу 2. Грузовой канат с помощью коуша через палец соединен с проушиной, закрепленной гайкой 6 на упорном подшипнике, опирающемся на траверсу. Обе траверсы установлены в щеках 8 и 11, к которым с помощью шпильки притянуты грузы 5 и 13, используемые для опускания крюковой подвески без подвешенного изделия.
В блочных крюковых подвесках может быть одна ось, на которой вращаются блоки, и две оси. Двухосные крюковые подвески позволяют шире разводить ветви грузового полиспаста и тем самым уменьшить его закручивание при большой высоте подъема.
Крюковая одноосная многоблочная подвеска состоит из крюка и блоков. В щеках закреплены траверса и ось с блокам, установленными на шарикоподшипниках 8. Блоки 6 смазываются через масленку.
В траверсе на упорном шарикоподшипнике установлен крюк, на хвостовик которого навернута гайка. Кожух, состоящий из пластин, стянутых шпильками с навернутыми гайками, предотвращает соскакивание каната и попадание грязи внутрь механизма, Замок 2 предохраняет съемные грузозахватные приспособления от выпадения из зева крюка. Замок выполняют в виде подвижной рамки, которая позволяет в открытом положении заводить в зев крюка грузозахватное устройство, а при работе препятствует произвольному выходу его из зева.
Крюки без предохранительных замков можно применять при использовании гибких грузозахватных приспособлений, исключающих выпадение их из зева.
Крюковая двухосная многоблочная подвеска состоит из крюка 1 и блоков 3 и 9, установленных на осях 5 и 10. Они закреплены в щеках 8 и 11. Крюк 1 снабжен предохранительным замком 2. Шпильки 4, расположенные с двух сторон блоков, предотвращают соскакивание каната. Одна ветвь грузового полиспаста закреплена на коуше 7, расположенном на оси 6.
На кранах применяют однорогие крюки, изготовленные из стали методом ковки или штамповки. Износ крюка в зеве не должен превышать 10 % от проектной высоты сечения. На крюке не должно быть трещин, надрывов или искривлений. Поломка крюка может вызвать аварию. На крюке указывают номер, определяющий его грузоподъемность, завод-изготовитель и год выпуска.