Главная | Карта сайта | ДВС | Краны | Статьи

Техническое обслуживание стальных канатов

На кранах применяют стальные канаты с органическим сердечником, которые в процессе работы подвергаются растягивающим нагрузкам и изнашиванию. Соблюдение машинистом крана правил и порядка технического обслуживания снижает износ канатов и увеличивает срок их службы.
Техническое обслуживание канатов проводят для определения их состояния, работоспособности и замены.
На базах механизации для предохранения стальных канатов от коррозии, а пенькового сердечника от разрушения их хранят в закрытом помещении смазанными и намотанными на барабан или уложенными в бухту. Во время разматывания каната барабан или бухту устанавливают на козелки. Нельзя допускать перегиба или образования петель, так как при нагружении каната петли не выправляются и в месте перегиба он быстро разрушается. При замене каната на кране его размеры (диаметр, длину) принимают в соответствии с указаниями в паспорте.
Канат разматывают с барабана и отрезают ножовкой или отрубают зубилом. Разрезать канат электросваркой или автогеном запрещается. Перед резкой или рубкой обе стороны каната от предполагаемого места разреза туго перевязывают мягкой проволокой, причем длина каждой закрутки не должна превышать 10 витков проволоки. Расстояние между закрутками проволоки — не менее двух диаметров каната.
После установки нового каната на кран рекомендуется проработать 10...15 мин на холостом ходу, а затем 20...30 мин с небольшой нагрузкой, чтобы все проволоки и пряди каната заняли правильное положение.
Во время работы крана канат не должен подвергаться внешним повреждениям и не соприкасаться с частями зданий, оборудованием или другим канатом.
При электросварочных работах защищают канат от искр и частиц расплавленного металла.
При ежесменном осмотре канатов проверяют их форму, целостность проволок, степень их износа и коррозии, места крепления, а также смазочный материал.
В соответствии с Правилами Госгортехнадзора СССР канат немедленно заменяют при изменении круглой формы; обнажении сердечника; уменьшении диаметра проволок на 40%; повышении допускаемого числа обрывов проволок по длине шага свивки;
Новые канаты снабжают сертификатом (свидетельством) завода-изготовителя об их испытании. При получении канатов без сертификата их испытывают в соответствии с ГОСТ 3241—80*. Канаты без свидетельства об их испытании к использованию не допускаются.
Перед запасовкой каната в полиспасты крана необходимо проверить его качество и убедиться в отсутствии повреждений и наличии смазочного материала. Канат запасовывают в строгом соответствии со схемами, приведенными в паспорте крана.
На барабанах грузовой и вспомогательной лебедок канат крепят в соответствии с инструкцией по эксплуатации крана. После запасовки и крепления канатов необходимо убедиться в том, что на барабанах лебедок остается по три запасных витка каната (не считая витков для его крепления на барабане) при нижнем крайнем положении крюка и стреле, установленной на минимальном вылете. После замены грузовых канатов проводят статическое испытание грузовой и вспомогательной лебедок.
Канаты смазывают через одно плановое техническое обслуживание. Перед смазыванием их очищают от грязи, засохшего смазочного материала и протирают ветошью, смоченной в керосине или дизельном топливе. Через каждые шесть месяцев канаты (если они не подлежат замене) распасовывают, очищают, сматывают в бухту и на 12.. .15 ч укладывают в подогретую канатную мазь.