Главная | Карта сайта | ДВС | Краны | Статьи

Общие положения системы технического обслуживания и ремонта кранов

Краны на специальном шасси эксплуатируют в разных погодных условиях, под открытым небом в условиях строительных объектов. Сборочные единицы и детали кранов подвергаются рабочим нагрузкам, а также непосредственно контактируют с запыленной воздушной средой, в результате чего детали кранов изнашиваются, зазоры и сопряжения увеличиваются, что приводит к отказам. Изнашивание является следствием поверхностного разрушения деталей, возникающего под действием сил трения при работе крана в условиях нормальной эксплуатации.
Интенсивное изнашивание возникает в результате нарушения правил эксплуатации крана, плохого технического обслуживания или ремонта. Следствием этого износа является неожиданная поломка деталей, приводящая к перерывам в работе.
В соответствии с требованиями ГОСТ 25646—83 для своевременного обнаружения и устранения дефектов проводят техническое обслуживание и ремонт кранов по планово-предупредительной системе (ППР). Плановой система называется потому, что все операции технического обслуживания и ремонтов выполняют
по годовому плану и месячным планам-графикам, предупредительной потому, что обязательное их выполнение предупреждает возникновение отказов и неисправностей. В планах указывают марку и номер крана, вид технического обслуживания и ремонта и время их проведения.
Положения о порядке технического обслуживания и ремонта кранов изложены в «Рекомендациях по организации технического обслуживания и ремонта строительных машин», разработанных ЦНИИОМТП.
Техническое обслуживание представляет собой комплекс работ, направленных на поддержание работоспособности крана путем предупреждения повышенного изнашивания деталей, отказов и повреждений машин.
В зависимости от периодичности и объема проводимых работ приняты следующие виды технического обслуживания: ежесменное (ЕО), плановое (ТО), сезонное (СО).
Ежесменное техническое обслуживание (ЕО) проводят для поддержания работоспособности крана в течение смены. Результаты ежесменного осмотра и проверки крана заносят в журнал осмотра крана.
Плановое техническое обслуживание кранов (ТО-1, ТО-2 или ТО-3) выполняют по графику. При выполнении ТО-1, ТО-2 или ТО-3 вначале выполняют ЕО и дополнительно работы очередного ТО.
Сезонное техническое обслуживание (СО) проводят для подготовки к предстоящему летнему или зимнему сезону эксплуатации и совмещают с ТО-1, ТО-2 или ТО-3. Для кранов на специальных шасси при проведении (СО) выполняют также работы по сезонному обслуживанию шасси крана.
Работы по техническому обслуживанию возлагают на бригаду слесарей, включающую в себя электрика, при обязательном участии машиниста крана. Руководит работами лицо, ответственное за техническое состояние крана.
При плановом ТО проводят контрольно-диагностические, крепежно-регулировочные и смазочные работы.
Техническое обслуживание ТО-3 совмещают с текущим ремонтом.
Выполняя техническое обслуживание, руководствуются указаниями, изложенными в инструкции по техническому обслуживанию конкретной модели крана, так как периодичность и состав работ зависят от его конструктивных особенностей и грузоподъемности.
Ремонт представляет собой комплекс работ для поддержания и восстановления работоспособности крана путем устранения неисправностей и повреждений.
Установлены текущий (Т) и капитальный (К) плановые ремонты кранов.
Периодичность ремонтов кранов определяется ремонтным циклом и устанавливается в часах наработки.
Ремонтный цикл — это наименьший повторяющийся период эксплуатации машины между очередными ремонтами или ТО. Структура ремонтного цикла — это периодичность и последовательность выполнения всех видов ТО и ремонтов в течение ремонтного цикла. Структура ремонтного цикла приводится в инструкции по техническому обслуживанию каждой модели крана.
Текущий ремонт (Т) должен обеспечивать гарантированную работоспособность крана до очередного планового ремонта путем восстановления или замены отдельных сборочных единиц и деталей в объеме, определяемом техническим состоянием крана.
Капитальный ремонт (К) должен обеспечивать исправность и полный или близкий к нему ресурс крана путем восстановления замены сборочных единиц и деталей, включая базовые. Базовой служит часть крана или сборочная единица, на которой устанавливают другие сборочные единицы или детали. К базовым на кране относятся, например, рамы ходовой или поворотной частей, телескопическая стрела, двигатель, коробка передач, лебедки.
Ремонт выполняют не обезличенным или обезличенным способами.
При не обезличенном способе ремонта сохраняют принадлежность ремонтируемых сборочных единиц и деталей к конкретному крану. Преимущество этого способа — сохранение всех приработанных сопряжений, что обеспечивает высокую надежность ремонтируемых сборочных единиц, недостаток — увеличение продолжительности ремонта, так как затрачивается время на ремонт снятых с крана сборочных единиц и деталей.
При обезличенном способе ремонта принадлежность ремонтируемых сборочных единиц к конкретному крану не сохраняют. Этот способ позволяет уменьшать продолжительность ремонта, так как используют заранее отремонтированные оборотные сборочные единицы и детали.