Главная | Карта сайта | ДВС | Краны | Статьи

Эксплуатация кранов в летних и зимних условиях

Условия эксплуатации кранов во многом определяются температурой окружающего воздуха. Летними считаются такие условия, при которых температура окружающего воздуха превышает 5° С, а зимними составляет ниже 5° С.
Надежная и безотказная работа кранов в летний и зимний периоды зависит от качества подготовки их к работе и знания машинистом специфики этих условий и правил технического обслуживания.
Подготовительные работы по переводу крана на летнюю или зимнюю эксплуатацию проводят при сезонном обслуживании, которое совмещают с очередным техническим обслуживанием.
В летних условиях эксплуатации повышается количество пыли в воздухе при сухой погоде, что повышает износ поверхностей трения деталей двигателя, гидросистемы и других механизмов, а следовательно, нарушает их нормальную работу.
Чтобы защитить двигатель от проникновения в него пыли, чаще промывают фильтрующий элемент воздушного фильтра, проверяют уровень смазочного материала и чистоту и при необходимости заменяют его. Двигатель заправляют топливом в местах, защищенных от ветра. Запрещается пользоваться в качестве заправочного инвентаря открытыми ведрами. Перед установкой на место крышки горловин баков тщательно очищают от пыли.
Повышенная температура воздуха летом снижает эффективность работы системы охлаждения двигателя, вызывает необходимость частой доливки воды. Это приводит к быстрому образованию накипи в системе охлаждения, особенно если применяют жесткую воду. Поэтому следует использовать дистиллированную или смягченную воду. Вода грунтовая, колодезная, родникован, из артезианских скважин, а также из рек и озер южной части нашей страны является жесткой и не пригодна без предварительного смягчения. Воды северных рек и озер — мягкие и могут быть использованы для системы охлаждения. Воду смягчают путем ее кипячения в течение 30... 40 мин или добавления 10... 20 г кальцинированной соды на 10 л воды. Перед заливкой в систему охлаждения воду фильтруют для удаления выпавших солей и механических примесей, находящихся во взвешенном состоянии.
Для уменьшения расхода охлаждающей воды очень важно соблюдать герметичность системы охлаждения, проверять работу клапана пробки радиатора и ее прокладки. Если двигатель во время работы перегревается и вода в радиаторе закипает, то останавливают двигатель и дают ему остыть. Только после этого можно доливать воду. Заливать в перегретый двигатель холодную воду нельзя, так как это может вызвать трещины в системе охлаждения.
Испарение электролита из аккумуляторной батареи летом увеличивается. Поэтому его уровень проверяют ежедневно, своевременно доливая дистиллированную воду. Плотность электролита проверяют не реже чем через пять дней.
Наличие пыли на строительной площадке и дорогах летом требует тщательного обслуживания ходовой части, трансмиссий и системы управления кранов. Особенно сильно изнашиваются открытые детали: пальцы и втулки рессор, карданные сочленения, шкворни и шарниры рулевых тяг, тяги и пальцы амортизаторов. Их очищают от грязи и пыли и проверяют количество и качество смазочного материала. В особо пыльных условиях смазывают эти агрегаты в 2.. .3 раза чаще, чем предусмотрено картой смазывания.
Чтобы предохранить гидропривод крана от попадания пыли, тщательно промывают фильтр бака рабочей жидкости и сетку заливной воронки. Жидкость заливают из чистой промытой бензином и протертой насухо мягкой тканью посуды. Тщательно наблюдают за состоянием штоков гидроцилиндров и золотников гидрораспределителей и протирают их мягкой тканью.
В летних условиях применяют только летние сорта смазочного материала, топлива и рабочей жидкости для гидросистемы в соответствии с указаниями инструкции по эксплуатации крана и специального шасси.
В зимних условиях бесперебойная работа кранов зависит от качества подготовки их к работе при низких температурах. Для этого проверяют и подготавливают к зиме гидросистему, механизмы, двигатель, специальное шасси, систему управления, а также кабины. .
Неисправности системы охлаждения двигателя составляют до 40% всех возникающих при низких температурах дефектах крана. При подготовке к зиме проверяют сливные краны, контрольные приборы, устраняют подтеки охлаждающей жидкости в соединениях.
Затем проверяют термостат, натяжение ремня привода вентилятора и работу жалюзи. Клапан термостата зимой должен начинать открываться при температуре около 70° С, а полностью открываться при 80 ... 85° С.
В зимнее время в систему охлаждения заливают воду, подогретую до температуры 90...95°С, или низкозамерзающие жидкости — антифризы. Они представляют собой смеси этилен-гликоля и воды с добавлением антикоррозионных и антивспенивающих присадок. В двигателях рекомендуется использовать низкозамерзающие жидкости марок 40 и 65. Температура их замерзания составляет соответственно —40° С и —65° С. Антифриз марки 40 светло-желтого, марки 65 — оранжевого цвета.
С повышением температуры антифриз расширяется. Поэтому его заливают на 5... 10% меньше, чем воды. При работе двигателя антифриз испаряется и его доливают. При замене антифриза или после его слива систему охлаждения двукратно промывают чистой водой, прогревая ее на работающем двигателе до температуры 60° С. Антифризы сливают из системы охлаждения дизеля весной при подготовке крана к летней эксплуатации.
Заправлять охлажденный двигатель кипящей водой недопустимо, так как это вызывает трещины в блоке цилиндров. Тепловой режим двигателя во время работы регулируют, открывая или закрывая радиатор утепляющим чехлом. Нижняя часть радиатора остается постоянно закрытой. Замерзший радиатор отогревают теплой водой или паром. Применять для отогревания факелы, газовые горелки, паяльные лампы не разрешается.
По окончании работы не рекомендуется сливать воду из системы охлаждения нагретого двигателя сразу после его остановки, так как это может вызвать трещины в блоке цилиндров вследствие резкого охлаждения их стенок. Открывают спускные краники после охлаждения воды до температуры 50...60°С. Для удаления воды, оставшейся в корпусе насоса, несколько раз вручную поворачивают коленчатый вал двигателя.
Перед наступлением зимнего сезона проверяют состояние топливной системы дизеля, промывают топливные баки и заправляют их зимними сортами топлива, следя за тем, чтобы в него не попадала вода. Замерзая, она образует кристаллы льда, которые в топливо проводах могут вызвать перебои подачи топлива.
Перед заменой летнего сорта смазочного материала на зимний смазочную систему и картер двигателя промывают чистым маловязким смазочным материалом, который заливают в систему и через 10... 15 мин работы двигателя на холостом ходу сливают. После этого систему заполняют зимним сортом смазочного материала, подогретого до температуры 80° С. При запуске двигателя следят за показаниями манометра смазочной системы. Допускается работа двигателя только при нормальном рабочем давлении в этой системе.
Фильтры грубой и тонкой очистки смазочной системы двигателя проверяют систематически, так как даже незначительно засоренные фильтры не пропускают загустевший смазочный материал, а это приводит к быстрому изнашиванию поверхностей трения деталей и выходу их из строя.
При низких температурах перед пуском подогревают двигатель с помощью предпускового подогревателя (рис. 117) до тех пор, пока температура жидкости в системе охлаждения будет не ниже 70... 80° С, а смазочного материала в картере — не ниже 10° С. На штоках гидроцилиндров не должно быть обледенения, так как корка льда выводит из строя грязесъемники и уплотнения. Выступающие части штоков очищают от грязи и влаги и смазывают солидолом. Также недопустимо обледенение выступающих частей золотников гидрораспределителей, так как незначительная ледяная корка может повредить уплотнения выходной части золотников.
Специальное шасси крана снабжено пневматической системой привода тормозов, которую ежесменно проверяют и удаляют из нее влагу.
Перед началом работы гидросистему крана прогревают в течение 10...20 мин на холостом ходу при минимальной частоте вращения двигателя. Затем в течение 10... 15 мин выполняют рабочие операции (без груза), последовательно включая гидромоторы механизмов. Только после этого можно приступать к перемещению грузов.
Во время подготовки крана к эксплуатации проверяют работу системы отопления кабины и обогрева стекол, а также уплотняют их проемы.
После длительной стоянки при температуре воздуха ниже —30°С первые 15...20 мин кран должен перемещаться со скоростью, не превышающей 20 км/ч, избегая ударов шин о неровности дороги, так как переохлажденная резина теряет эластичность, становится хрупкой и ее легко повредить при ударе.
Устанавливая кран в рабочее положение, тщательно осматривают площадку и удаляют с нее рыхлый снег и куски льда. После установки крана на выносные опоры до начала перемещения грузов следует убедиться в устойчивости крана и в том, что опоры не будут скользить по обледеневшему снегу или грунту.
Во время подъема, перемещения и опускания грузов механизмы включают плавно, без резких толчков, а металлоконструкции крана предохраняют от ударов.
При эксплуатации крана регулярно следят за степенью зарядки аккумуляторной батареи. Нельзя допускать ее разрядку более чем на 25% зимой и 50% летом. С понижением температуры плотность электролита увеличивается, а емкость батареи снижается и падает напряжение на выводах ее электротехнических устройств (клеммах). Следовательно, при низких температурах уменьшают плотность электролита. Для этого аккумуляторную батарею помещают в утепленный ящик.
В зависимости от времени года аккумуляторные батареи заливают электролитом, различным по плотности.
При низких температурах плотность электролита в аккумуляторной батарее проверяют не реже чем через 10... 15дн.