Главная | Карта сайта | ДВС | Краны | Статьи

Обслуживающий персонал и его обязанности

Для управления и обслуживания гидравлического крана организация-владелец назначает машиниста и слесаря, для обслуживания и настройки приборов безопасности — электромонтера, для подвешивания груза на крюк — стропальщика. Указанные лица должны пройти курс обучения и аттестацию. Если зона работы крана не полностью находится в поле зрения машиниста или между ним и стропальщиком нет радиосвязи, то для передачи сигналов стропальщика назначают сигнальщика.
К управлению и обслуживанию кранов на специальном шасси допускаются лица не моложе 18 лет. Машинист перед назначением на работу должен пройти медицинское освидетельствование. Машинистов, слесарей, электромонтеров и стропальщиков обучают по программам, утвержденным органами профессионально-технического образования, аттестует их квалификационная комиссия. Лица, выдержавшие экзамены, получают удостоверение за подписью председателя комиссии, а машинисты крана еще и представителя Госгортехнадзора. В удостоверении указан тип крана, к управлению которым допущен машинист.
Во время работы машинист и стропальщик должны иметь при себе удостоверение. Сигнальщиками могут работать лица, прошедшие инструктаж и сдавшие экзамен по знаковой сигнализации.
К работе на кранах может быть допущен машинист, изучивший Правила Госгортехнадзора СССР; устройство и правила эксплуатации, изложенные в технической документации, приложенной к крану; требования техники безопасности, приведенные в Строительных нормах и правилах (СНиП III-4—80); Правила техники безопасности при эксплуатации электроустановок Минэнерго СССР, а также получивший удостоверение на право управления краном данного типа.
В эксплуатирующей организации для повседневного контроля за техническим обслуживанием кранов и съемных грузозахватных приспособлений и предупреждения аварий и несчастных случаев назначают инженерно-технического работника по надзору за безопасной работой кранов.
Перед началом работы машинист крана обязан: ознакомиться с записями в журнале приема и сдачи смены и принять смену;
проверить, устранены ли неисправности, обнаруженные в предыдущую смену и отмеченные в журнале;
убедиться в исправности исполнительных механизмов, гидросистемы, контрольно-измерительной аппаратуры и приборов безопасности;
проверить действие смазочных систем и наличие смазочного материала в механизмах;
определить уровень рабочей жидкости в баке гидросистемы; убедиться в надежной работе сигнализации, связи, освещения;
проверить грузозахватные и стропующие устройства; осмотреть' площадку для движения крана и убедиться в том, что на ней нет скрытых ям, воронок, участков со слабым грунтом;
определить, что кран может свободно перемещаться по приобъектному складу и монтажной площадке и подавать конструкции и детали на рабочее место;
установить, что исключена возможность соприкосновения крана с токоведущими проводами, со стрелами и канатами других кранов, а также с установленными элементами зданий и сооружений;
ознакомиться со сменным заданием.
Машинист не должен приступать к работе, если при осмотре обнаружены следующие неисправности: трещины или деформации в металлоконструкциях; ослабление болтовых соединений в элементах стрелы, канатных зажимах, превышение числа обрывов проволочек или поверхностного износа грузового каната сверх установленной нормы; обрыв пряди или местное повреждение каната; повреждения в механизме подъема груза или стрелы; износ зева грузового крюка больше на 10% первоначальной высоты сечения; утечка рабочей жидкости из элементов гидросистемы; снижение давления в пневмосистеме тормозов шасси ниже нормы; не работают приборы безопасности и электросистема.
Во время работы крана машинист обязан: строго соблюдать правила эксплуатации и техники безопасности;
наблюдать за тем, чтобы показания измерительных приборов на щитке в кабине управления краном, контролирующих состояние гидросистемы, находились в допускаемых пределах; давление на манометре, показывающем степень загрязненности фильтров на линиях гидросистемы, не превышало 0,35 МПа; давление на манометрах высокого давления было не более 17,6 МПа; температура жидкости гидросистемы — не более 65° С;
следить за работой всех механизмов крана и особенно за ограничителем грузоподъемности, звуковым сигналом, тормозами, контрольно-измерительной аппаратурой;
наблюдать за укладкой канатов на блоки и барабан; следить за состоянием рабочей площадки; управлять механизмами крана плавно, без резких рывков; подавать звуковые сигналы при подъеме и перемещении грузов над участками, где находятся рабочие;
останавливать кран при обнаружении дефекта или повреждения;
устранять, если это возможно, собственными силами неисправности. Если машинист не в состоянии сам исправить дефект, то он должен сообщить об этом участковому механику или лицу, ответственному за эксплуатацию крана. По окончании работы машинист обязан: освободить крюк от груза и поднять его; поставить рукоятки системы гидроуправления в нейтральное положение, закрыть окна кабины крана и запереть дверь;
устранить все обнаруженные при работе неисправности, смазать механизмы крана, заправить топливом и маслом двигатель шасси;
занести в журнал приема и сдачи смены выявленные дефекты, устраненные и оставшиеся для ремонта.
Стропальщик обязан знать и соблюдать требования производственной инструкции, действующей на предприятии, а также общее устройство и грузовые характеристики обслуживаемого крана.
Перед началом рабочей смены на объекте стропальщик обязан: ознакомиться с номенклатурой перемещаемых грузов, их массой и габаритными размерами, схемой монтажа или погрузки-разгрузки, схемой строповки грузов и характером предстоящей работы. Затем стропальщик должен подобрать и проверить съемные грузозахватные приспособления в соответствии с номенклатурой грузов и убедиться в том, что площадка пригодна для работы крана.
При перемещении краном грузов стропальщик должен надежно строповать их и захватывать крюком крана, внимательно следить за положением стропов и груза перед началом подъема. Убедившись в том, что он надежно закреплен и не защемлен другими грузами, подать сигнал машинисту крана на подъем. Если необходимо сопровождать груз, стропальщик должен находиться в стороне от него и удерживать его на расстоянии с помощью оттяжек.
Стропальщик обязан наблюдать за тем, чтобы на рабочей площадке крана не находились посторонние люди. Если в процессе работы крана возникает аварийная ситуация или замечена неисправность крана или стропующих приспособлений, то стропальщик должен подать машинисту сигнал немедленной остановки крана.
По окончании рабочей смены стропальщик должен собрать все грузозахватные приспособления, очистить их от грязи, проверить, подготовить для последующей работы и уложить в отведенное для этого место.