Главная | Карта сайта | ДВС | Статьи

Обслуживание двигателя во время работы

Обслуживание двигателя во время работы должно производиться строго в соответствии с требованиями заводской инструкции, в которой учитываются особенности данного двигателя.
Некоторые общие указания по уходу за двигателем состоят в следующем.
После пуска двигателя в ход необходимо осмотреть все доступные части двигателя с целью проверки их действия. Во время работы следует непрерывно и периодически наблюдать за двигателем, используя контрольно-измерительные приборы. Нужно:
1.            Следить за нагрузкой двигателя, числом оборотов коленчатого вала и работой регулятора, не допуская длительной перегрузки двигателя (обычно не свыше 10%). В больших силовых установках для периодического контроля мощности и распределения ее по цилиндрам применяют индикатор для снятия индикаторных диаграмм или «гребенок» (наибольших давлений), а также пиметр — для измерения среднего давления по времени. Для определения наибольших давлений в цилиндрах иногда применяют максиметр.
Температура отработавших газов является показателем нагруженности двигателя и определяется по показаниям термометров, установленных на выпускных патрубках каждого цилиндра, или при помощи термопар и гальванометра с переключателем.
При полной нагрузке двигателя температура отработавших ^ азов не должна выходить за пределы норм, указанных в заводской инструкции. Обычно этот предел:
для четырехтактных дизелей (без наддува)........... 450° С
для двухтактных дизелей...........................300еС
Для быстроходных двигателей температура отработавших газов несколько выше.
Окраска отработавших газов также дает возможность выяснить перегрузку двигателя в целом или по отдельным цилиндрам. Кроме того, окраска газов указывает на качество сгорания топлива. При номинальной нагрузке выходящие газы должны быть почти бесцветными. Черный цвет (или темно-серый) указывает на неполное сгорание топлива, что характеризует перегрузку двигателя, ненормальную работу топливной системы или системы продувки. При ненормальном цвете выхлопных газов путем поочередного кратковременного открытия индикаторных кранов определяют дымящий цилиндр, а затем находят и при первой возможности устраняют причины дымления.
Нормальное эксплуатационное число оборотов следует поддерживать но показанию тахометра. Повышение числа оборотов свыше нормального вызывает перегрузку двигателя. Число оборотов можно регулировать затяжкой пружин регулятора. При большом колебании числа оборотов необходимо немедленно выяснить и устранить его причину или остановить двигатель.
2.            Наблюдать за давлением и правильной подачей масла своевременной чисткой фильтров. У двигателей с циркуляционной системой смазки необходимо следить за разностью давления масла до и после фильтра, для чего устанавливают в этих местах манометры.
1 Устройство и работа упоминаемых приборов рассматриваются в курсе «Контрольно-измерительные приборы».
При увеличении разности давления до определенного предела, согласно инструкции, масло переключают на другой парный фильтр» а работавший ранее вскрывается для чистки. При включении фильтра в работу из него выпускают воздух через воздушный кран. Снижение разности давлений до и после фильтра указывает на повреждение фильтра. В этом случае надо немедленно переключить поток масла на парную секцию фильтра, а поврежденный фильтрующий элемент заменить другим.
Один-два раза в смену следует проверить уровень масла в маслосборнике и при необходимости добавлять масло в соответствии с меткой, нанесенной на масло указательном щупе.
Температура в циркуляционной системе смазки контролируется по термометрам, установленным до и после холодильника. Максимальная температура в системе смазки, а также перепад температур масла до и после холодильника должны укладываться в нормы, установленные заводской инструкцией.
Максимальная температура в системе смазки двигателей (до холодильника) 55—90° (предельно допустимая 95° С). Если при полном включении холодильника максимальная температура масла превысит норму, установленную инструкцией, необходимо устранить причину повышения температуры. Если повышенный нагрев масла не может быть устранен, необходимо остановить двигатель.
При внезапном уменьшении давления масла в циркуляционной системе следует выяснить причину и устранить. Если не удастся повысить давление масла до нормы, нужуо двигатель остановить. При уходе за масляной системой необходимо систематически наблюдать за движущимися частями, к которым масло не подается от циркуляционной системы. Следует следить за работой капельниц, смазывающих колец при кольцевой смазке и пр.
В двигателях с картерной продувкой необходимо следить, чтобы в картере не скоплялось масло, так как возможен захват его продувочным воздухом в цилиндр. Это может привести к самопроизвольному повышению оборотов и разносу двигателя.
3.            Наблюдать за температурой охлаждающей воды, отрегулировав подачу ее таким образом, чтобы температура выходящей из крышек цилиндров воды была в пределах 40—45° С при жесткой воде и при мягкой воде не превышала 70° С. При циркуляционном охлаждении рекомендуется перепад температур воды 10—15° С.
Если по какой-либо причине температура выходящей воды становится слишком высокой, то ни в коем случае нельзя резко увеличивать подачу холодной воды. Увеличить подачу охлаждающей воды следует постепенно. Если увеличить подачу невозможно и температура выходящей воды не падает, следует снизить нагрузку двигателя или остановить его.
4.            Следить за нормальным поступлением топлива к топливным насосам (с помощью пробных краников), за чистотой фильтров, за уровнем топлива в расходных баках и периодически выпускать отстоявшуюся воду из расходных баков и Фильтров. Периодически выпускать воздух из топливной системы
5.            У двухтактных двигателей следить за давлением продувочного воздуха по ртутному U-образному манометру.
6.            Следить за давлением в баллонах. Нужно продувать (удалять масло, воду) пусковые баллоны при каждом заполнении, а рабочие баллоны (компрессорных дизелей) — через каждые 4—5 час. работы.
7.            Следует периодически производить обход двигателя и проверять состояние всех доступных для осмотра частей. Путем ощупывания рукой крышек картера, расположенных против шатунных подшипников, можно примерно судить о степени нагрева различных шатунных подшипников. Нагревание щитов происходит вследствие отбрасывания на них горячего масла, вытекающего из указанных подшипников. Если подача масла в шатунные подшипники совсем прекратится, то крышки картера станут холодными.
Следует периодически проверять ощупыванием температуру корпуса и кожухов трущихся деталей двигателя (регулятора, привода распределительного вала и пр.).
При нагреве какой-либо части двигателя следует прежде всего усилить смазку, повышая по возможности давление масла. Если это не поможет, следует понизить нагрузку двигателя.
8.            Следует внимательно прислушиваться к стуку в цилиндрах, в приводах впускных и выпускных клапанов, в шестернях и топливных насосах. В случае внезапного появления ненормальных стуков необходимо установить их место и причины. При быстром нарастании сильных стуков двигатель должен быть немедленно остановлен.
9.            У калоризаторных двигателей необходимо следить за степенью нагрева калоризатора, не допуская охлаждений и перегревов (держать вишнево-красный накал).
10.          При работе газогенераторной установки контролируется уровень топлива в газогенераторе и производится систематическая его загрузка. В зависимости от сорта и состава газифицируемого топлива через 2—3 часа очищают колосниковую решетку газогенератора. Уровень воды в испарителе поддерживают постоянным; температура газа после охлаждения в скруббере контролируется и регулируется путем изменения давления поступающей в скруббер воды. Разрежение в газовой магистрали контролируется пьезометрами. Температура газа по выходе из газогенератора поддерживается постоянной. Следует проверять поступление воды в скруббер, испаритель и зольник.
За последнее время для контроля за двигателем при его работе все большее применение получают дистанционные приборы непрерывного контроля. У большинства быстроходных двигателей приборы управления и контроля установлены на одном щитке.
Контроль за работой двигателя необходимо отражать в журнале. В журнал нужно периодически записывать температуру охлаждающей воды, млела, отходящих газов и топлива перед насосом (если топливо подогревается). Здесь должно фиксироваться давление циркуляционного масла до и после фильтра. Число оборотов двигателя также отображается в журнале. Запись в журнале производится обычно через каждый час.
Регистрация всех указанных данных дает возможность быстро определить состояние двигателя и обнаружить изменения в его работе. В журнале должно быть отведено место для подробного изложения неполадок, происходящих во время работы двигателя, их причин и принятых мер.