Главная | Карта сайта | ДВС | Краны | Автосервис | Статьи

Производительность труда и использование рабочего времени

Уровень производительности труда в автосервисе характеризуется выработкой услуг и продукции в единицу времени в расчете на одного работающего.
Запланированный рост объема реализации услуг и продукции в 1981—1985 гг. на 85—90% должен происходить за счет роста уровня производительности труда, с которым связаны уровень себестоимости услуг, размер заработной платы, изменение численности, показатели рентабельности СТОА. Изменение уровня производительности труда в системе автотехобслуживания за годы десятой и одиннадцатой пятилеток показано в табл. 33.
Из табл. 33 следует, что в объединении Мосавтотехобслуживание достигнуты сравнительно высокие показатели среднегодовой выработки одного работающего из числа промышленно-производственного персонала. В 1980 г. более высокие показатели были лишь в автосервисе РСО Молдавской ССР — 4105 руб.
Динамика роста производительности труда одного работающего из числа промышленно-производственного персонала за 1975—1980 гг. по трем организациям отечественного автосервиса представлена в табл. 34.
Для сравнительного анализа выбраны именно эти три объединения потому, что к 1980 г. они имели среди других организаций автосервиса СССР примерно близкие показатели среднесписочной численности промышленно-производственного персонала, которая по Московскому автосервису составила 2049 чел., РСО Казахской ССР — 2002 и РСО Азербайджанской ССР — 2080 чел. Однако к итоговой среднегодовой выработке одного работающего из числа промышленно-производственного персонала, рассчитанной по общему объему реализации услуг и продукции, эти организации пришли с разными, значительно отличающимися результатами.
В объединении Мосавтотехобслуживание этот показатель производительности труда постоянно возрастал: в 1981 г. он был — 4207,2 руб., а в 1982 г. — 4352,5 руб., т. е. за год увеличился на 3,5%. Однако в целом по СССР в системе Автотехобслуживание рост производительности труда и технический уровень производства в 1980—1983 гг. на СТОА в стране находились на сравнительно низком уровне. Еще около 80% работающих на СТОА заняты ручным трудом.
Производительность труда одного работающего из числа промышленно-производственного персонала в целом по объединению в 1980 г., как уже говорилось, составила 4018 руб. и увеличилась по сравнению с планом на 72 руб., или на 1,8%. Положительных результатов добились коллективы цехов 1 и 8 СТОА техцентра, которые перевыполнили плановые задания по повышению производительности труда соответственно на 9,2%; 6,0; 6,0% без увеличения численности промышленно-производственного персонала. Это свидетельствует о том, что коллективы указанных предприятий использовали все имеющиеся возможности для увеличения производительности труда. А вот на СТОА-1, станции техпомощи, на СТОА-3 (цехи 3 и 9) в цехе 12 и на СТОА-15 задание по повышению производительности труда было не выполнено.
В объединении Мосавтотехобслуживание накоплен положительный опыт организации и развития бригад нового типа — комплексных и сквозных, работающих на единый наряд с оплатой по конечным результатам. Так работают сквозные бригады жестянщиков, арматурщиков и других специальностей на СТОА технического центра на Варшавском шоссе. Интересен режим работы таких бригад, который особенно важен в автотехобслуживаннн в условиях коллективной материальной ответственности за сохранность принятого в ремонт автомобиля. Если бригада состоит из 5 чел., включая бригадира, то 2 чел. работают в первую смену с 7 до 16 ч. Бригадир выходит на работу с 9 ч, а вторая смена — в 14 ч и бригада в течение 4 ч работает под контролем бригадира в полном составе. С 16 ч остаются 2 чел. из второй смены и с ними до 18 ч бригадир. При этом уходя бригадир оставляет все распоряжения по содержанию и объему работ до конца рабочей смены, а также задание на утро первой смене.
Опыт работы таких бригад показал их высокую экономическую эффективность при условии соответствующей подготовки и обеспечения их труда.
При анализе выполнения плана повышения производительности труда рабочих важное место имеет изучение использования рабочего времени. В 1980 г. в целом по объединению непроизводительные потери рабочего времени (прогулы и отпуска с разрешения администрации) составили 0,4% к общему отработанному времени за год. Ликвидация этих непроизводительных потерь в целом по объединению позволила бы дополнительно оказать услуг на сумму около 33 тыс. руб. (или 0,4% к плану) и повысить производительность труда одного рабочего на 23 руб. (или на 0,4%).
Основную долю в непроизводительных потерях рабочего времени (98,3%) в 1980 г. составили отпуска с разрешения администрации. Так, на СТОА-3 они были равны 100%, а на головном предприятии 98,9%.
В 1981—1982 гг. объединением проделана определенная работа по поднятию трудовой и производственной дисциплины, что является также источником увеличения производительности груда.
Для достижения поставленных целей на СТОА установлен постоянный контроль за своевременным началом и окончанием работы, точным соблюдением времени фактической продолжительности обеденного перерыва. В 1982 г. под влиянием мероприятий оздоровительного характера по сравнению с 1981 г. в целом по объединению сократились потери рабочего времени по болезни на 8%. Потери времени от отпусков по разрешению администрации в 1982 г. снижены на 7%.
Ни один случай нарушения трудовой дисциплины в объединении не остается незамеченным. В коллективе обсуждаются и применяются такие формы морального воздействия, как перенос очередного отпуска на зимнее время, передвижение очереди на получение жилой площади на более поздний срок, а также привлечение к дисциплинарной ответственности с лишением премии.
Новые благоприятные условия для снижения потерь производства и роста производительности труда в объединении создает Закон СССР о трудовых коллективах и повышении их роли в управлении предприятиями, учреждениями, организациями, где в ст. 9, 11, 12 определены полномочия коллективов в обеспечении трудовой дисциплины, организации, нормировании труда, трудовой активности.
Этой же цели служит и программа социального прогресса основных направлений экономического и социального развития СССР на 1981—1985 гг. и на период до 1990 г., в которой рекомендуется более рационально использовать рабочее время, сокращать его непроизводительные потери и затраты.
Как показывает опыт объединения, для выявления резервов роста производительности труда за счет лучшего использования рабочего времени необходимы детальное изучение причин, вызывающих эти потери, и разработка конкретных организационно-технических мероприятий, направленных на их устранение.
Особое внимание в объединении в одиннадцатой пятилетке уделяется:
разработке и внедрению новых технологических процессов, например использованию панельного метода ремонта кузовов автомобилей;
совершенствованию организации производственных процессов, созданию производственно-диспетчерских отделов и служб;
внедрению единого документооборота. Задачи объединения в этой области заключаются в поднятии технической вооруженности труда, всемерном внедрении комплексной механизации и автоматизации производственных процессов, неуклонном сокращении во всех отраслях численности работников, занятых ручным трудом, особенно на вспомогательных и подсобных работах, в принятии мер к достижению сбалансированности имеющихся и вновь создаваемых рабочих мест с трудовыми ресурсами, в совершенствовании организации и стимулирования труда, в настойчивом внедрении научной организации труда и повышении ее эффективности, в создании условий для обеспечения кадрами вновь вводимых в действие предприятий.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70